Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Иванишвили выбрал философа

Правящая коалиция «Грузинская мечта» во главе с премьером Иванишвили выдвинет на пост президента Грузии министра образования Маргвелашвили

Правящая в Грузии парламентская коалиция «Грузинская мечта» в субботу официально назвала своего кандидата на президентских выборах, которые пройдут осенью этого года. Им стал нынешний министр образования и науки, вице-премьер Георгий Маргвелашвили. Премьер Бидзина Иванишвили назначил его своим замом в январе вместо более амбициозного политика — министра обороны Ираклия Аласания, которого ранее хотел выдвинуть на пост президента.

Решение о выдвижении на президентский пост министра образования, вице-премьера, доктора философии Георгия Маргвелашвили было принято в субботу в ходе консультаций политсовета коалиции «Грузинская мечта». Новоявленного кандидата в президенты от правящей в Грузии партии

представил лично глава правительства, лидер коалиции Бидзина Иванишвили. Он отметил, что Георгий Маргвелашвили обладает всеми необходимыми качествами, для того чтобы быть хорошим президентом.

«У нас была единая позиция, и все мы поддержали Георгия Маргвелашвили. По моему мнению, у него есть все качества, для того чтобы быть хорошим президентом. На мой взгляд, это наилучший и даже идеальный вариант», — заявил он.

Также премьер призвал своего политического оппонента — нынешнего президента страны Михаила Саакашвили поскорее назначить точную дату выборов главы государства, которые должны пройти в октябре. «Президент должен объявить дату выборов. Призываю его назначить президентские выборы. Почему-то он хранит это в тайне?» — недоумевал Иванишвили. Премьер также сообщил, что, согласно закону, Георгий Маргвелашвили покинет свою должность за два месяца до выборов.

Маргвелашвили ранее упоминался СМИ в числе прочих возможных кандидатов на пост президента от «Грузинской мечты». Помимо него назывались также министр обороны Ираклий Аласания, экс-глава МИД (в 2004–2005 годах) Саломэ Зурабишвили, министр энергетики Кахи Каладзе, глава комитета по юридическим вопросам парламента Вахтанг Хмаладзе, поэт Давид Маградзе, ученый Георгий Двали.

Однако Иванишвили на брифинге в субботу подчеркнул, что,

кроме Маргвелашвили, другие кандидатуры в ходе консультаций даже не рассматривалась.

Прокомментировал Иванишвили и слухи относительно Зурабишвили и Аласания: «Саломэ Зурабишвили не является членом нашей команды...», а «у Аласания много дел в своем ведомстве, и он блестяще справляется с этим».

При этом еще во время предвыборной кампании летом прошлого года лидер «Грузинской мечты» Иванишвили называл лучшей кандидатурой на пост президента именно Аласания (позднее такую характеристику он давал и главе парламентского комитета по юридическим вопросам Вахтангу Хмаладзе). После победы коалиции на парламентских выборах в 2012 году Аласания доверили пост главы минобороны и первого вице-премьера. Однако

уже в конце января нынешнего года Иванишвили отстранил Аласания с поста первого вице-премьера, который занял министр образования Георгий Маргвелашвили.

Иванишвили был недоволен тем, что Аласания обсуждал в своей партии «Свободные демократы» (которая входит в правящую коалицию) возможную кандидатуру на пост главы государства. «Аласания допустил маленькую ошибку, когда начал обсуждать кандидатуру в президенты в своей команде без согласования с премьер-министром», — сказал тогда Иванишвили. Хотя позже и премьер, и министр обороны объяснили отставку с поста вице-премьера важными задачами, которые стоят перед Минобороны.

Напомним, что Аласания является лидером партии «Свободные демократы», в руководстве которой превалируют бывшие дипломаты, многие ее лидеры находятся на высоких должностях в нынешнем правительстве Иванишвили: например, Тея Цулукиани, министр юстиции (временно приостановила членство в партии), Алекси Петриашвили — государственный министр Грузии по делам европейской и евроатлантической интеграции и другие.

Известно также, что Ираклий Аласания и другие лидеры его партии не скрывают, что в отличие от других политиков, входящих в коалицию «Грузинская мечта», являются сторонниками президентской модели правления. Между тем, согласно поправкам в Конституцию, с осени Грузия фактически превращается в парламентскую республику, чего так долго добивался Иванишвили (предусматривается сокращение полномочий президента и перераспределение их между парламентом и правительством).

Все эти факторы вряд ли добавили очков Аласания в глазах Иванишвили при выборе кандидатуры будущего президента. К тому же в отличие от министра обороны у Маргвелашвили нет собственной сформировавшейся политической команды.

Сам Ираклий Аласания в субботу полностью поддержал кандидатуру Маргвелашвили,

подтвердив слова Иванишвили, что выдвижение министра образования «было единодушным решением всей команды». «Я полностью поддерживаю Георгия Маргвелашвили и думаю, что это наилучший кандидат и достойная личность. Именно поэтому я уверен в его победе на выборах», — заявил Аласания журналистам. Он заверил, что, несмотря на слухи, его кандидатура не рассматривалась в коалиции в качестве кандидата на участие в президентских выборах.

Что касается политических перспектив Ираклия Аласания, то, как отметил в эфире телекомпании «Имеди» руководитель Института исследований развития Грузии, консультант премьера по внешнеэкономическим вопросам Гия Хухашвили, министр обороны является одним из «тяжеловесов» в грузинской политике, поэтому было бы «жаль Ираклия для статуса президента». «Президент будет иметь функции кризис-менеджера», напомнил Хухашвили, а «перед Ираклием стоят очень серьезные задачи, и у него большое политическое будущее».

Эксперт Рамаз Сакварелидзе оценивает выбор коалиции как «очень хороший». «Конституция, по которой Грузия будет жить в скором будущем, содержит в себе довольно большие риски, и, если президент захочет перетянуть одеяло власти на себя, она дает ему такую возможность. Аналогичные конституции смешанного типа правления создают проблемы, скажем, в той же Франции. И мы не застрахованы от таких проблем. Поэтому на таком фоне

кандидатура, которой доверяет коалиция и особенно премьер-министр, имеет исключительное значение для стабильности страны», — сказал эксперт «Газете.Ru».

При этом Сакварелидзе охарактеризовал Маргвелашвили как принципиального человека, которому можно будет доверить роль арбитра (к которой по новой конституции фактически сводится роль президента). «Он честный и по отношению к своей позиции. Он очень часто спорил со всеми в коалиции, в том числе и с премьер-министром, если считал, что вопрос не так поставлен, как надо. Он не будет формальной фигурой и свою позицию будет отстаивать каждый раз, когда возникнет такая необходимость», — считает Сакварелидзе, который уверен в том, что Маргвелашвили «можно доверять функцию судьи над ветвями власти».

Таким образом, Иванишвили остановил свой выбор на менее амбициозном политике, который, став президентом, не будет создавать ему лишних проблем и расшатывать созданную премьером властную вертикаль.

Сам Иванишвили еще в конце декабря заявил, что не намерен баллотироваться в президенты страны, учитывая, что с октября главой государства фактически становится премьер-министр. «После президентских выборов вы знаете, какие полномочия и функции будут у президента. И вообще, я не намерен менять свою должность, я буду там, где нужно моему народу», — сказал он тогда.

Кандидат от Лейбористской партии Шалва Нателашвили в эфире телекомпании «Маэстро» в субботу уже назвал Маргвелашвили «безамбициозной, управляемой фигурой».

Кстати, в рейтинге доверия лидеров коалиции «Грузинская мечта», составленном недавно Международным республиканским институтом (IRI), Аласания занимает третью позицию (83%). На первом месте — Иванишвили, на втором (84%) — спикер парламента Давид Усупашвили (лидер Республиканской партии, которая традиционно выступает за парламентскую республику).

Маргвелашвили не вошел даже в первую пятерку лидеров. Поэтому после своего представления на субботнем брифинге он первым делом пообещал повысить свой рейтинг.

Впрочем, по мнению большинства экспертов и самих «мечтателей», кто бы ни баллотировался в президенты от «Грузинской мечты», он имеет крайне высокие шансы на победу, в силу высокого рейтинга самой коалиции.

Оппонентов в правящей коалиции не боятся. Как заметил 11 мая Иванишвили, кандидат от «Единого национального движения» обречен на последнее место среди кандидатов от других партий. «Националы» Саакашвили, естественно, придерживаются иного мнения, считая, что смогут оказать достойную конкуренцию «мечтателям». Своего кандидата члены ЕНД выберут в конце мая в результате праймериз, в которых примут участие не более пяти политиков. В их числе называются генсек партии Вано Мерабишвили, лидер парламентского меньшинства Давид Бакрадзе, один из лидеров ЕНД Георгий Барамидзе.

Известно также, что от Лейбористской партии в президентских выборах будет участвовать ее лидер Шалва Нателашвили. Остальные партии с кандидатами пока не определились.

Новости и материалы
Волочкова выставила голые ноги в салоне автомобиля
Оксфорд снизил требования для поступления
В Рыльском районе задержали мужчину с автоматом
Робби Уильямса отстранили от участия в «Оскаре»
«Манчестер Сити» вновь проиграл
Петербуржец пришел в больницу на операцию, но остался со сломанным носом и выбитыми зубами
В Европе теряют энтузиазм в отношении поддержки Украины
Братья и сестры помогают встретить старость в здравом уме, выяснили ученые
Самолет Ethiopian Airlines дважды взлетал и возвращался в Домодедово из-за неисправности
В Москве задержали женщину, которая взорвала петарду в ТЦ «Форт»
В Подмосковье неизвестный запустил салют в отделении почты
Любовь Аксенова об экспериментах с внешностью: «Отслеживаю внутренний голос»
Хинштейн сообщил, что в результате обстрела Рыльска пострадали 12 зданий
Погибшего помощника Кириллова посмертно наградили орденом Мужества
«Ее можно было без труда поднять»: коллега о состоянии Бриттани Мерфи перед кончиной
Россия возобовила поставки нефти в Белоруссию
В Замбии задержали подозреваемых в попытке «колдовства» против президента
Брэдли Купер вышел на публику с подругой на фоне слухов о разрыве с Джиджи Хадид
Все новости