Константин Ильковский был назначен и.о. губернатора Забайкальского края 28 февраля этого года вместо Равиля Гениатулина, руководившего регионом с 2008 по 2013 год после объединения Читинской области и Агинского Бурятского АО (до того Гениатулин управлял Читинской областью с 1996 по 2008 год).
Ильковский родился в Якутии, в Госдуму четвертого созыва был избран от Бурятии от партии «Справедливая Россия». После назначения Ильковского единороссы из забайкальского отделения уже выразили ему свою поддержку на грядущих 8 сентября выборах главы региона.
Однако собеседник, близкий к различным внутриэлитным группам Забайкальского края, говорит, что положение Ильковского не так безоблачно, как кажется: местные элиты с трудом принимают «варяга», тем более что Ильковский в марте со скандалом отправил в отставку в полном составе правительство бывшего губернатора Гениатулина. Чиновники называли свое увольнение незаконным и даже пожаловались на нового губернатора в прокуратуру, так как, согласно поправкам, внесенным в краевой устав за день до назначения Ильковского, исполняющий обязанности губернатора не имеет права отправлять местный кабмин в отставку.
Кандидатом от недовольных элит Забайкалья собирается стать экс-вице-губернатор края Алексей Кошелев, говорит собеседник издания.
Кошелев родился в Чите в 1973 году и всю жизнь работал в Забайкальском крае, начиная с управления Забайкальской железной дороги и заканчивая постом вице-губернатора Забайкальского края с 2008 по 2013 год.
Источник добавляет, что Кошелев пойдет на выборы от «Гражданской платформы» Михаила Прохорова. «В пятницу будет официальное заявление, давайте дождемся его», — сказал «Газете.Ru» сам Кошелев.
Депутат областного заксобрания от ЛДПР Александр Харин, входящий при этом в «Общероссийский народный фронт» как председатель регионального отделения «Деловой России», характеризует ситуацию среди региональных элит как «непростую» и подтверждает, что по краю ходят слухи о намерении Кошелева баллотироваться от партии Прохорова. «Насколько я знаю, на встрече регионального отделения «Единой России» с Неверовым (Сергей Неверов, секретарь генсовета ЕР, вице-спикер Госдумы. — «Газета.Ru») были большие вопросы по поддержке Ильковского… Но сейчас все элиты выжидают, смотрят, кто имеет шансы победить.
Проблема недоверия местных элит к варягам действительно есть», — дипломатично признает Харин.
Руководитель регионального исполкома ЕР Дмитрий Кочергин, впрочем, сказал «Газете.Ru», что позиция его партии относительно поддержки Ильковского не изменилась и что, раз Ильковский был назначен и.о. президентом, то «Единая Россия» Путина в этом решении поддержит.
Директор фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов соглашается, что повод у местных элит для недовольства есть, однако вопрос в том, смогут ли они противопоставить Ильковскому на выборах действительно сильного конкурента или же градус их недовольства не так велик и все обойдется демонстративными жестами.
Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев говорит о том, что Забайкальский край — регион непростой, протестный и много лет существовавший с замкнутой политической элитой, действовавшей без сильного внешнего политического вмешательства на протяжении лет 15–20
(если не считать краткого периода амбиций экс-депутата Госдумы Войтенко, впрочем разгромно проигравшего в 2000 году губернаторские выборы в Читинской области Равилю Гениатулину).
«Местные расклады элит складывались годами, и когда в такой ситуации приходит управлять человек совсем извне, то недовольство возникает сильное. Формально все будут отдавать честь и изображать видимость полного согласия, а на самом деле могут как минимум саботировать. Результат на выборах будет зависеть от того, насколько жестко федеральный центр будет продавливать свою линию и своего кандидата. — говорит Кынев. — Регион депрессивный, за счет близости границы исторически в нем сильно влияние силовиков, есть ресурс влияния центра через оборонные в широком понимании предприятия, однако и возможности для саботажа есть — это огромные расстояния, ослабляющие контроль. С другой стороны по прошлому году мы видим, что Кремль поддерживал даже самые неоднозначные кандидатуры на губернаторские посты, только чтобы не допустить поражений, которые могут стать символическими и признаком слабости центра».
Что касается партии Прохорова, то, по мнению эксперта, такая губернаторская кампания может сыграть на руку ГП на одновременных выборах в Забайкальское заксобрание, «тем более что эта партия потенциально неплохо может выступить и на выборах в заксобрания соседних регионов — Бурятии и Иркутской области, информационное пространство которых на Забайкалье влияет».
«При помощи губернаторской кампании они могут получить кумулятивный эффект и повысить свои шансы на попадания в заксобрания этих регионов», — считает Кынев.
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что, хотя недовольство местных элит имеет место быть, едва ли у Кошелева есть шансы на победу. «Безусловно, еще при назначении Ильковского к нему были претензии у вице-губернаторов. Есть претензии местных элит к «варягу». Но регион дотационный, и чувство самосохранения у элит возобладает: не избрать ставленника федерального центра чревато рисками для регионального бюджета, поэтому можно сопротивляться по отдельным вопросам, но не противопоставлять себя федералам», — считает Минченко.