В ночь на вторник в Каракасе и других венесуэльских городах тысячи сторонников оппозиционного кандидата в президенты Энрике Каприлеса вышли на улицы после того, как Национальная избирательная комиссия подтвердила победу на президентских выборах кандидата от правящей партии Николаса Мадуро. По данным Agence France Presse, участники акций жгли мусорные пакеты. Многие сторонники Каприлеса выражали свой протест, стуча кастрюлями и сковородками со своих балконов. В столкновениях с демонстрантами полиция применила слезоточивый газ.
Протестующие обвинили власти страны в фальсификации итогов выборов и требовали пересчета голосов. Акции протеста запланированы также на 16 и 17 апреля. Национальная избирательная комиссия Венесуэлы в понедельник официально провозгласила Николаса Мадуро избранным президентом страны, несмотря на требования оппозиции отложить провозглашение до завершения полного пересчета голосов. Избирком еще в воскресенье объявил Мадуро победителем. Разрыв между кандидатами минимальный: 50,7% против 49,1% (примерно на 300 тысяч избирателей меньше). Сторонники Мадуро встретили победу своего кандидата фейерверками.
К протестным маршам призвал своих сторонников Каприлес, не признавший результатов голосования. По его словам, на выборах было зарегистрировано более 300 тысяч нарушений. Он требовал отменить церемонию провозглашения главой государства Николаса Мадуро.
«Борьба идет не между людьми, а между народом и нелегитимным правительством», — заявил он. Когда Каприлес проиграл экс-лидеру Венесуэлы Уго Чавесу в октябре прошлого года, он согласился с поражением, тогда разрыв был более убедительный — 10%.
Мадуро, в свою очередь, обвинил правые силы в подготовке государственного переворота в стране. «Большинство есть большинство, и оно должно уважаться при демократии, они (оппозиция) не могут устраивать засады, придумывать что-то, чтобы навредить народному суверенитету… Это все называется одним словом — политика переворота», — заявил избранный президент. Он призвал своих сторонников выйти на главные улицы Каракаса в день его инаугурации 19 апреля. При этом
Мадуро согласился на проверку результатов выборов, решение остается за избирательной комиссией страны.
Результаты голосования вызвали разногласия и внутри Объединенной социалистической партии, от которой выдвигался Мадуро. Президент национального собрания Диосдадо Кабелло, который считается главным внутрипартийным соперником Мадуро, заявил, что результаты выборов заставляют социалистов заняться глубокой самокритикой.
Пересчет голосов на выборах президента Венесуэлы поддержали США. «Мы поздравляем народ Венесуэлы с тем, что выборы прошли организованно и мирно. Следует учесть, что кандидатов разделяет всего 1% процент и кандидат от оппозиции, а также как минимум один член избирательного совета призвали к пересчету 100% голосов. Это представляется важным и правильным шагом», — заявил официальный представитель Белого дома Джей Карни.
Между тем МИД Аргентины признал, что состоявшиеся президентские выборы в Венесуэле соответствовали всем установленным нормам. «Аргентинская делегация, как и наблюдатели Союза южноамериканских наций (УНАСУР), подтверждает, что выборный процесс соответствовал установленным нормам, так же как соответствовали нормам и остальные 18 выборов, которые прошли в Венесуэле с момента победы Уго Чавеса 14 лет назад», — говорится в сообщении МИД Аргентины.
Президент России Владимир Путин, один из первых поздравивший Мадуро с победой, уже обсудил с ним в понедельник по телефону вопросы российско-венесуэльского взаимодействия, сообщила пресс-служба Кремля.
Досрочные президентские выборы были назначены в Венесуэле после того, как Уго Чавес, избранный в очередной раз в октябре 2012 года, скончался в марте от рака. В наследство Мадуро он оставил Венесуэлу в сложном экономическом и социальном положении. Уровень инфляции в стране один из самых высоких в Латинской Америке. Венесуэльцы живут в условиях высокого уровня преступности, дефицита продовольствия, девальвации национальной валюты, постоянных перебоев с электроснабжением. Однако наибольшую сложность представляет раскол в обществе, который проявился еще на прошлогодних выборах и только усугубился после смерти Чавеса.