Визит советника президента США Барака Обамы по национальной безопасности Томаса Донилона в Москву согласовывался с трудом, а его даты неоднократно откладывались. Сначала в качестве возможных сроков поездки называли конец февраля, затем начало марта. В итоге визит был согласован между столицами только в конце прошлого месяца.
Советник Обамы должен был встретиться в Москве с секретарем Совбеза России Николаем Патрушевым, главой МИДа Сергеем Лавровым и помощником Владимира Путина Юрием Ушаковым.
До последнего момента оставалось неизвестным, встретится ли с Донилоном сам Владимир Путин.
Ранее в Кремле неоднократно сообщали, что Путин примет участие в переговорах, если в его графике найдется свободное время, однако, как говорил Ушаков, «пока окошко не нашлось». Известно, что американская сторона просила о встрече Донилона с Путиным.
«Непосредственный партнер господина Донилона — это секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев. Мы исходим из того, что послание, которое Том Донилон привез от президента Обамы президенту Путину, будет передано в ходе его встреч в Кремле», — цитировал Сергея Лаврова «Интерфакс».
Однако в итоге Путин на короткое время все-таки присоединился к переговорам с Донилоном. Помимо уже названных лиц на встрече также присутствовали с российской стороны зам Лаврова Сергей Рябков, замминистра обороны Анатолий Антонов и представители ФСБ и СВР, а с американской — замгоссекретаря по контролю за вооружением и международной безопасностью Роуз Геттемюллер, в феврале уже приезжавшая в Россию, замминистра обороны Джим Миллер и посол США в России Майкл Макфол.
Журнал The Foreign Policy писал в конце января о том, что Донилон везет в Москву личное письмо Обамы Путину с предложениями по дальнейшему сокращению вооружений и сотрудничеству в сфере противоракетной обороны, «направленными на то, чтобы усадить Россию за стол переговоров». Ситуация с ПРО успела, правда, кардинально измениться с тех пор, так как в середине марта новый министр обороны США Чак Хейгел неожиданно заявил, что США отказываются от реализации четвертого этапа строительства системы ПРО в Европе, против которой выступает Россия. Пентагон отказался от размещения ракет-перехватчиков SM-3 IIB на европейской территории, предпочтя усилить свою группировку на западном побережье США. В конгрессе ранее опасались, что письмо Обамы может быть шагом на пути заключения некой сделки по ПРО, не требующей одобрения парламента США, а то и вовсе одностороннего сокращения вооружений Вашингтоном.
Юрий Ушаков по итогам переговоров с Донилоном заявил, что в посланием Обамы Путину «охватываются проблемы и в военно-политической области, в том числе ПРО и ядерных арсеналов» и «есть соображения в торгово-экономической сфере». По словам помощника Путина, «оно выдержано в весьма конструктивном тоне и содержит ряд предложений по углублению двустороннего диалога и сотрудничества».
«По некоторым направлениям идеи, изложенные в послании, уже ранее озвучивались, а по некоторым направлениям содержатся новые элементы, которые наша страна внимательно изучит и соответствующим образом ответит», — сказал Ушаков, добавив, что, несмотря на взаимную публикацию санкционных списков, характер беседы Донилона с Путиным был позитивным, «как и характер тех сигналов, которые нам посылает сейчас администрация Обамы».
Ушаков не преминул, однако, в очередной раз подчеркнуть, что «все ограничения делаются только с той стороны, с нашей стороны никаких ограничений нет».
Помощник российского президента обратил внимание на несоответствие между письмом Обамы и фактом публикации «списка Магнитского». «Это лишний раз подчеркивает, что, с одной стороны, администрация Обамы хочет с нами активно развивать отношения по многим направлениям - и это весьма позитивно, а с другой стороны -
не хочет побороться за наше двустороннее сотрудничество внутри самих Соединенных Штатов, не хочет осадить некоторых русофобов, которые ставят палки в колеса нашему сотрудничеству», - заявил Ушаков.
Донилон приехал в Москву не только для обсуждения проблематики ПРО, но и для того, чтобы подготовить встречу президентов РФ и США.
Как сообщил Ушаков, стороны подтвердили договоренность о встрече Обамы и Путина на полях июньского саммита G8 в Северной Ирландии и полномасштабных переговорах двух лидеров на сентябрьском саммите G20 в Санкт-Петербурге. Позднее представитель совета нацбезопасности США Кейтлин Хэйден подтвердил, что Вашингтон планирует провести российско-американский саммит в начале сентября, назвав московские переговоры Донилона с российскими властями «полноценными и конструктивными».
Еще до начала визита Донилона в Москву эксперты говорили о том, что ждать достижения каких-либо договоренностей по его итогам не стоит. Условия визита далеки от идеальных: в минувший уикенд Вашингтон и Москва обнародовали два перечня лиц, которым они отказывают в визах, – «список Магнитского» и ответный на него «список Гуантанамо», в каждом из которых по 18 человек. Сергей Лавров заявил в пятницу, что «при всех обстоятельствах, наверное, время (для публикации «списка Магнитского». — «Газета.Ru») выбрано не вполне удачно». Он, правда, не уточнил, что время для обнародования списка прописано в «акте Магнитского» американскими законодателями и администрация США не смогла бы отсрочить его публикацию.
«Мы услышали от Тома Донилона, так же как и от Джона Керри (госсекретаря США. — «Газета.Ru»), с которым я общался несколько дней назад в Лондоне, что они понимают негативное воздействие целого ряда факторов на российско-американские отношения», — сказал Лавров в преддверии встречи Донилона с Патрушевым, пояснив, что под этими факторами он подразумевает «список Магнитского» и ситуацию с усыновленными в США российскими детьми.
Американская сторона, по-видимому, тоже не до конца представляла, как должны проходить переговоры Донилона в условиях принятия списков. Представитель госдепартамента Патрик Вэнтрелл на брифинге в пятницу уклонился от ответа на вопрос, отразится ли публикация «списка Магнитского» на визите советника Обамы в Москву. Аппарат совета национальной безопасности США также не комментировал обстоятельства визита.
Глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков уже пригрозил, что Донилон станет первым, кто ощутит на себе негативные последствия публикации «списка Магнитского».
Но в экспертном сообществе не склонны преувеличивать влияние «списка Магнитского» на результаты переговоров советника Обамы в Москве. По мнению члена научного совета Московского центра Карнеги, председателя программы «Проблемы нераспространения» Алексея Арбатова, взаимные санкции едва ли ухудшили перспективы переговоров. «Я думаю, что принципиально ничего бы не изменилось. Может быть, была бы чуть-чуть более благоприятная атмосфера, но ничего существенного не произошло. Американцы и так это сделали по минимуму», — сказал он «Газете.Ru».
Арбатов считает, что визит Донилона в Москву следует считать, скорее, символическим шагом.
«Я не ожидаю никаких особых результатов в смысле практического продвижения на переговорах и поиска соглашения. Политическая атмосфера этому очень не благоприятствует. Но в качестве средства поддержания все-таки диалога между нашими странами этот визит будет иметь какое-то небольшое значение. Если он предназначен для передачи послания от президента Обамы президенту Путину, в котором выражается надежда, что наши отношения будут развиваться, то это максимум, на что можно рассчитывать», — сказал эксперт. В Америке склонны полагать так же. «Позиция России не изменилась: они настроены против любых систем ПРО, уже существующих или запланированных. Я думаю, что для Донилона этот визит во многом потеря времени, но, полагаю, всегда стоит попытаться», — цитирует The Foreign Policy главу программы нераспространения вашингтонского центра стратегических и международных исследований Томаса Мура.