Москва ответила на обнародование «списка Магнитского». Официальный представитель российского МИДа Александр Лукашевич в субботу утром выступил с заявлением, в котором осудил «недружественный шаг» со стороны США.
«Под давлением русофобски настроенных членов конгресса США нанесен сильный удар по двусторонним отношениям и взаимному доверию», — объявил дипломат, представивший список невъездных американцев. Как и в «списке Магнитского», в нем 18 фамилий.
«Особо отметим, что, в отличие от американского, сформированного произвольно, в наш список включены в первую очередь те, кто причастен к легализации пыток и бессрочному содержанию заключенных в спецтюрьме Гуантанамо, к арестам и похищениям российских граждан в третьих странах, посягательствам на их жизнь и здоровье», — пояснил Лукашевич.
К организации спецтюрьмы для подозреваемых в терроризме на американской военной базе в кубинском Гуантанамо Москва причисляет четверых — это самые высокопоставленные фигуранты ответного списка. В него попали бывший руководитель аппарата вице-президента США Ричарда Чейни в 2005–2008 годах Дэвид Эддингтон, юридический советник минюста Джон Ю (он занимал этот пост в 2001–2003 годах), а также двое командующих базой ВМС США в Гуантанамо — Джеффри Миллер и Джеффри Харбесон.
Оставшиеся четырнадцать – судьи и прокуроры, добившиеся экстрадиции в США и осуждения «оружейного барона» Виктора Бута, а также российского летчика Константина Ярошенко, приговоренного к 20 годам лишения свободы за участие в контрабанде кокаина.
Глава думского комитета по международным делам Алексей Пушков ранее заявил, что российский ответ на американский «список Магнитского» будет зависеть от того варианта, который опубликуют США. «Этот список не обязательно будет симметричным, таким же по численности, как американский. Он может быть меньше, а может быть больше. Но наш ответ будет соразмерным», — сказал он. В частности, в разговоре с журналистами он называл имена авторов «акта Магнитского» — конгрессмена Джеймса Макговерна и сенаторов Бенджамина Кардина и Малкольма Смита.
Накануне вечером минфин США обнародовал «список Магнитского». В него попали 18 человек: 16 из них американские чиновники считают причастными к гибели Сергея Магнитского; также в списке двое уроженцев Чечни — это Леча Богатиров, предполагаемый убийца чеченского эмигранта Умара Исраилова, и Казбек Дукузов, считающийся причастным к убийству главного редактора российской версии Forbes Пола Хлебникова и бывшего вице-премьера Чечни Яна Сергунина.
Первая версия «списка Магнитского», составленная в 2010 году членом сената США Бенджамином Кардином, включала в себя 60 фамилий. Позже Белому дому предложили включить в список 240, а затем и 280 российских граждан. В лонг-лист, подготовленный конгрессменом Джеймсом Макговерном, попали руководители федеральных ведомств: глава Следственного комитета Бастрыкин, генпрокурор Юрий Чайка, экс-глава ФСИН Юрий Реймер. Публикация столь малочисленного «списка Магнитского» вызвала удовлетворённую реакцию у представителей российской стороны.«Очевидно, что президент США понимает всю опасность эскалации напряженности с Россией, поэтому он не пошел на поводу у конгресса», — сказал ранее «Газете.Ru» вице-спикер Госдумы от «Единой России» Сергей Железняк.
В субботу утром стало известно имя первого фигуранта секретной части «списка Магнитского». «США наказывают русских за нарушения прав человека» — с таким заголовком вышла в субботу газета The New York Times. Издание сообщает, что в секретную часть американского «списка Магнитского», которая не была обнародована накануне, внесено имя главы Чечни Рамзана Кадырова, назвать которого русским можно лишь с большой натяжкой.
«В публичном списке в основном содержатся имена чиновников среднего звена, но в секретный список вошли, например, Рамзан Кадыров, президент Чечни, союзник Кремля, известный как безжалостный правитель», — пишет The New York Times со ссылкой на людей, ознакомившихся с секретным документом.
«Акт Магнитского», подписанный Бараком Обамой 14 декабря прошлого года, позволяет администрации США также направить в конгресс дополнительный секретный список, имена из которого не будут разглашены по соображениям государственной безопасности или защиты государственных интересов США. Тем, кто упоминается в секретном списке, будет отказано во въезде в США, в то время как россияне из обнародованного перечня не только не смогут получить визу, но любые их активы в Соединенных Штатах будут заморожены.
Именно поэтому США, опасаясь «симметричного» ответа российских властей, предусмотрительно подготовили тайный «черный список». По данным The New York Times, другие имена из списка, не представленного широкой общественности, обладают в России таким влиянием, что администрация президента США Барака Обамы не стала включать их в публичную часть реестра, опасаясь санкций против американских чиновников, занимающих столь же высокое положение, например конгрессменов.
У Москвы, как рассказывал ранее Пушков, есть и расширенный список невъездных американцев, который включает в себя 104 фамилии: он, в частности, содержит имена представителей администрации Джорджа Буша, ответственных не только за Гуантанамо, но и за тайные тюрьмы ЦРУ и пытки за пределами США. Кроме того, в российском ответе фигурируют и американские родители, виновные в гибели усыновленных ими российских детей.
«Москва поклялась мстить, капризный спор все больше напоминает стиль «холодной войны», — описывает двусторонние отношения The New York Times.
Сенатор от Республиканской партии США Джон Маккейн, известный резкой критикой Владимира Путина, призвал американский конгресс и государственный департамент США внести в «список Магнитского» больше имен российских чиновников, передает Reuters. «Я глубоко разочарован тем, что администрация внесла в список всего 18 имен», — заявил Маккейн.
Как взаимные санкции скажутся на российско-американских отношениях, станет окончательно ясно в понедельник, 15 апреля: в этот день в Москву прибудет с визитом советник президента США Том Донилон. Советник намерен передать Владимиру Путину личное послание от Барака Обамы.