Дату первого полета Юрия Гагарина в космос российское руководство традиционно избрало для обсуждения перспектив космической отрасли. Развитие индустрии на этот раз обсуждалось в Благовещенске на самом высоком уровне. Председательствовавший на специальном совещании президент Владимир Путин поставил перед кризисной отраслью амбициозную задачу — сократить отставание и перегнать мировые космические державы, для этого Россия в 2013 году потратит на космическую деятельность 181 млрд рублей (что, например, в три раза больше цифр, заложенных в бюджет 2008 года). А до 2020 года расходы бюджета на финансирование космических программ составят порядка 1,6 трлн рублей, при этом акцент должен быть сделан на прикладные научно-технологические направления.
Россия не может позволить себе лишиться статуса ведущей космической державы не только по соображениям престижа, но и из расчета, что в ближайшей перспективе космическая отрасль может стать значительной статьей дохода госбюджета.
На совещании отметили, что, по оценкам экспертов, спрос на космическую продукцию будет расти. Сейчас мировой объем этого рынка — $300—400 млрд, а к 2030 году он вырастет до $1,5 трлн. Однако для того, чтобы догнать и обогнать мировых производителей космических услуг, необходимо реорганизовать космическую отрасль, за которую сейчас отвечает Федеральное космическое агентство (Роскосмос). Профильное агентство находится в перманентном кризисе, об это говорил еще в 2011 году глава федерального агентства Владимир Поповкин.
На совещании на Дальнем Востоке Путин отметил, что почти всё в космосе принадлежит государству, а различные министерства разрозненно занимаются лишь статистикой. На этом основании Путин предложил подумать над созданием профильного министерства.
«В целом я не исключаю этого, прошу Дмитрия Олеговича Рогозина, председателя правительства (Дмитрия Медведева. — «Газета.Ru») подумать над этим еще раз, в принципе, не исключаю, что можно было бы здесь и министерство создать», — сказал Путин.
Речь о реорганизации структуры управления ведется в правительстве и в администрации президента несколько лет — после серии неудачных запусков геодезического космического аппарата военного назначения «Гео-ИК-2», транспортного грузового корабля «Прогресс М-12М», новейшего телекоммуникационного спутника «Экспресс-АМ4», межпланетной станции «Фобос-грунт», ракеты-носителя «Союз» с космическим аппаратом «Меридиан». Все эти неудачи произошли за один 2011 год, а для управленческой вертикали в отрасли завершились отставкой руководителя Роскосмоса Анатолия Перминова и назначением на его должность бывшего замглавы Минобороны Владимира Поповкина.
За время обсуждения реформы Роскосмоса были выработаны три сценария.
В ноябре прошлого года Поповкин заявлял, что весной правительству будут представлены три варианта реорганизации космического агентства. Первый вариант предполагал усиление управленческой роли Роскосмоса при сохранении статуса агентства.
В таком случае Роскосмос перенял бы функцию прямого управления всеми предприятиями отрасли у Росимущества и ряда других структур. Ставший в мае прошлого года вице-премьером Дмитрий Рогозин, курирующий в правительстве ВПК и космос, неоднократно упоминал о возможности подобного сценария реорганизации.
Другой вариант — создание госкорпорации «Роскосмос». Из управлений агентства предлагалось создать 17 департаментов, научно-технический совет, наблюдательный совет, правление, а вместе с этим преобразовать все имеющиеся предприятия отрасли в восемь холдинговых структур по специальностям (пилотируемые комплексы, средства выведения, автоматические космические комплексы, двигателестроение, боевая ракетная техника, космическое приборостроение, специальные космические комплексы и системы управления). Именно этот вариант поддержали в Роскосмосе, но правительство осенью прошлого года этот вариант завернуло, отправив на доработку. Рогозин поставил в этом вопросе в пятницу точку, заявив, что госкорпорация создаваться не будет.
Третий вариант, разработанный экспертный советом при правительстве, предусматривал создание единого ракетно-космического акционерного общества «Космопром», которому передадут функции заказчика. Сам Роскосмос в таком случае сохранит статус агентства, однако будет решать только вопросы определения политики России в космической сфере. Этот вариант, по неподтвержденным данным, не устроил вице-премьера Рогозина и руководителя Роскосмоса.
Путин же предложил четвертый вариант — создать профильное министерство — видимо, пытаясь прекратить дискуссию между Роскосмосом и правительством. Но и сейчас определенности в том, к каким выводам придут в правительстве, разбираясь с поручением президента, нет.
Источник в отрасли, принимавший участие в совещании с президентом, пояснил в разговоре с «Газетой.Ru», что Путин поручил разработать способы эффективного управления. «Что это будет — министерство или агентство, — пока неизвестно», — добавил собеседник издания. Не выглядит однозначным и комментарий пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, который уточнил, что глава государства действительно заинтересован в создании еще одного ведомства, но, по его словам, намного целесообразнее развивать уже существующие органы, расширяя их полномочия, нежели подкармливать бюрократическую машину. «Тем более что средств на космическую отрасль выделяется предостаточно», —- отметил Песков.
Вице-премьер Рогозин пояснил позже, в пятницу, что вопрос о создании космического министерства обсудят в правительстве до конца апреля, и не исключил, что остановятся все-таки на создании нескольких крупных холдингов или отраслевой корпорации, т. е. вернутся к первому варианту реформы.
Собственно, сказанное вице-премьером ранее укладывается именно в эту концепцию развития отрасли. «В результате сложных дискуссий наша рабочая группа пришла к выводу, что на современном этапе необходимо сохранение и усиление роли федерального органа исполнительной власти — Роскосмоса — и одновременная поэтапная консолидация организаций ракетно-космической отрасли в крупные холдинги в виде открытых акционерных обществ, акции которых на 100% принадлежат Российской Федерации», — заявил он.
Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев считает, что подобная консолидация госуправления космической отраслью, будь то в форме министерства или агентства, является шагом в верном направлении. «Это правильное решение. Министерство или агентство — функции его надо усилить, и, может быть, все получится. У нас достаточно слабый орган, и возможности по управлению отраслью у него очень ограничены», — объяснил эксперт. По его словам, одной из проблем в существующей ситуации является то, что собственность космических предприятий находится одновременно в ведении Роскосмоса и Минэкономразвития. В итоге получается, что «директора предприятий предоставлены сами себе и действуют иногда не в интересах отрасли».
Эксперт напоминает, что уже давно назрела необходимость в «радикальной реформе» этой сферы, в основном в части промышленности. По словам Моисеева, обсуждались три пути, по которым может пойти реформа. «Один вариант — создать госкорпорацию. Как мы видим, он не проходит, потому что усиливается значение агентства. Второй вариант — создать единую промышленную организацию, такого супермонстра… у него тоже есть недостатки. Третий вариант предлагали сколковские независимые эксперты, это «вариант Жукова — Пайсона». Он наиболее взвешенный и, по всей видимости, в течение ближайших месяцев должен найти консенсус и выдать проект реформы отрасли», — говорит эксперт. Рогозин признавал в ноябре прошлого года, что выбранный межведомственной рабочей группой вариант принадлежит руководителям Кластера космических технологий и телекоммуникаций фонда «Сколково» Сергею Жукову и Дмитрию Пайсону.