В четверг сразу в шести районах на юге и юго-западе Москвы прошли публичные слушания по проекту реконструкции Ленинского проспекта от МКАД до площади Гагарина. Вести эти собрания окружная комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки попросила депутатов Мосгордумы.
Действующее градостроительное законодательство требует проведения по подобным проектам публичных слушаний, состоящих из трех этапов: экспозиции, в период работы которой участники имеют право представить письменные предложения и замечания, собрания участников публичных слушаний, в ходе которых граждане могут высказываться и также оставлять письменные предложения. Кроме того, в течение недели после слушаний комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при правительстве Москвы будет собирать предложения от желающих. После чего подводятся результаты слушаний и в недельный срок публикуются заключение комиссии.
По замыслу властей, Ленинский проспект должен превратиться в скоростную бессветофорную трассу.
Проект реконструкции предусматривает появление трех новых тоннелей и двух эстакад. В первоначальном проекте планировалось четыре эстакады, но после первых выступления недовольных жителей власти пошли на удорожание проекта и заменили эстакады тоннелями. Однако тысячи москвичей по-прежнему выступают против прохождения хайвея под их окнами.
Стартовал процесс консультаций с жителями затронутых реконструкцией районов еще 14 марта, в четверг же прошел второй этап — гласных слушаний. И проходил он, по словам муниципального депутата Гагаринского района Елены Русаковой, в лучших традициях выборов и митингов в поддержку власти — с каруселями, разнарядками для бюджетников и дезинформацией жителей.
По оценке Русаковой, более 800 человек из 1796, что присутствовали в актовом зале Дворца культуры «Губкинец» на Ленинском проспекте, оказались «рабами управы» — работниками коммунальных служб и бюджетниками.
«Учителя жаловались, что, как обычно, в школы была спущена разнарядка на массовку и даны четкие указания по голосованию, — рассказала депутат. — Я сама видела, как явка «рабов управы» (такое выражение появилось недавно в народе) проверялась по спискам, зато в зал они проходили без проверки документов, подтверждающих факт проживания или работы в районе. У них были одинаковые отпечатанные плакаты за стройку. Были замечены и «карусели» из студентов, которые ездили из района в район. А на странице «ВКонтакте» студентам РГУ нефти и газа (в просторечии «керосинка») рекомендовалось в книге отзывов работников Гагаринского района оставить «примерно следующую фразу: согласен на реконструкцию Ленинского проспекта, прошу увеличить количество транспорта, создав маршрут от студгородка до университета».
Кроме того, утверждает Русакова, слушания в районе проходят в атмосфере дезинформации. «Есть еще такой отвлекающий прием, — рассказала депутат. — Каждый раз, когда в районе проходят публичные слушания и жители вовлечены в кампанию протеста против стройки, появляются отвлекающие публикации о каком-нибудь ином пугающем проекте. Приходят всякие проверки в ТСЖ и ЖСК, чтобы актив домов был занят». Муниципальный оппозиционер указывает и на другую историю: одиозный глава Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов начал проводить на бульваре на улице Молодежная акции за постройку храма. «Постепенно часть жителей в самом деле забыла о теме проспекта и начала собирать подписи против строительства на бульваре, хотя проект был отклонен муниципальным собранием еще в прошлом году», — напоминает Русакова.
Кроме того, столичные власти попытались ввести в заблуждение граждан и на самом собрании, рассказала депутат. По ее словам, людям объясняли, что бланки для предложений не являются бюллетенями для голосования и в них следует писать только конкретные предложения, а не высказываться за или против. В итоге это сказалось при подведении результатов. «Я вошла в состав счетной комиссии и внимательно просматривала все бланки, — рассказала Русакова. — За высказались 730 человек, но жителей среди них практически не было. Административный ресурс выражался кратко и однотипно: «я за». Против высказались 688. При этом несколько сотен бланков просто не засчитали, признав их либо забракованными (кто-то забыл подписаться или написать подробный адрес), либо неконкретными.
Например, люди писали, что проект ухудшит экологическую обстановку или выражались слишком эмоционально в адрес проектировщиков, но при этом не писали прямо «я голосую против».
Кроме того, рассказала депутат, людям, которые оставляли в журнале регистрации в графе «прочие сведения» пометку «я против проекта», не давали бланки отзывов, говоря: «вы уже проголосовали». «Мы при подсчете заметили, что число зарегистрированных и фактически исключенных из голосования заметно больше числа сданных бланков, — отметила она. — Но, видимо, и этого организаторам показалось мало: жители проявили бдительность и поймали людей, вбрасывающих в урну бланки отзывов, у нас есть видеозаписи этого. Ближе к ночи была попытка унести урну. Жители не дали, окружили эту урну и грузчиков и потребовали немедленного пересчета бланков. После чего организаторам ничего не оставалось, как устроить пересчет тут же, на сцене».
Собрание в Гагаринском районе, начавшееся в 19.00, продолжалось почти пять часов.
Граждане возмущались нарушением градостроительных норм и правил, экологических требований. Напоминали, что проводить высокоскоростную дорогу прямо через жилую застройку нельзя и все мегаполисы мира решают эти проблемы иными способами, в то время как москвичам предлагают технологии 40-летней давности. По словам Русаковой, у проектировщиков, уходивших со сцены под скандирование «позор», был не слишком самоуверенный вид. А результаты пересчета бланков только раззадорили людей, которые намерены теперь организоваться и в оставшееся время собрать необходимое число отзывов против.
Сопредседатель движения «Жилищная солидарность» экс-депутат Мосгордумы Дмитрий Катаев участвовал в собрании жителей Ломоносовского района, проходившем в переполненном зале нового здания Российской академии театрального искусства (ГИТИС) на улице академика Пилюгина. По его словам, в поддержку проекта выступала «очень сильная, возможно, организованная администрацией команда», но она была в явном меньшинстве.
«Уже после завершения собрания поздно вечером масса народа писала заявления против проекта, такую активность я не видел с начала 90-х годов», — отметил Катаев.
По его словам, большую часть собрания продолжались выступления проектировщиков. А на то, чтобы прозвучало мнение оппонентов, времени не дали. «Я планировал зачитать заключение пяти ведущих урбанистов страны о перепланировке Ленинского проспекта, опубликованное в блоге директора Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Михаила Блинкина, — рассказал Катаев. — Независимые от правительства Москвы эксперты говорят в нем исключительно о технической стороне, намеренно отстраняются от политики и почти не упоминают об экологическом факторе. И приходят к выводу, что реконструкция не даст желаемого эффекта с точки зрения организации движения. Так вот, времени на это мне не дали, я должен был уложиться в отведенные для выступления три минуты. Такое вот было «равноправие сторон». И это полностью на совести проводившего собрание депутата Мосгордумы Олега Бочарова».
О нарушениях в Западном округе сообщила пресс-служба партии «Яблоко». Ссылаясь на очевидцев, «Яблоко» объявило, что на слушаниях в здании управы на улице Лобачевского и в школе № 1307 на улице Академика Анохина задолго до начала мероприятия подписи голосующих за проект были собраны благодаря массовым «каруселям». Людей подвозили на машинах, некоторые подписывали свое согласие несколько раз. По словам свидетелей, таким образом было собрано около 300 подписей. Местным жителям не давали высказаться, запретили проводить видеосъемку и оставлять свое мнение в журнале регистрации.
У представителей партии власти от слушаний осталось совсем иное впечатление.
По мнению депутата Мосгордумы от «Единой России» Александра Семенникова, проводившего собрание в Гагаринском районе, проходило оно в совершенно новом формате — более открытом и прозрачном.
«Была выбрана большая площадка — дворец культуры, регистрация велась в 10 журналах. Чтобы снять подозрительность, предложения собирались в прозрачный ящик. Не было никаких ограничений по числу выступлений и их продолжительности. Представители исполнительной власти в происходящее не вмешивались, на сцене был я как модератор и лица, уполномоченные представлять проект», — рассказал Семенников.
По его оценке, голоса поделились поровну, что стало видно после того, как ящик для замечаний был вскрыт прямо на сцене. «Я услышал доводы и за, и против, — рассказал депутат. — Разработчики убедили меня, что запущенный блогерами фантом «хайвей» не имеет ничего общего с реальностью. Во-первых, это не хайвей, проспект не расширяется, остается в своих размерах, часть его уйдет под землю, появится 3 тоннеля и 2 эстакады. А во-вторых, Ленинский проспект и сегодня это не улица, по действующим нормативам он имеет статус общегородской магистрали».