«Общероссийский народный фронт» (ОНФ) собирается учить гражданских активистов правильно работать с властью, чтобы добиваться своих целей. Депутат-единоросс Михаил Старшинов рассказал «Газете.Ru» о новом проекте ОНФ, который носит рабочее название «Школа гражданского образования».
Цель проекта — научить общественные движения и объединения транслировать свои идеи во власть так, чтобы они были правильно поняты и приняты, объяснил «Газете.Ru» Старшинов. «Эта идея была высказана на оргкомитете по подготовке съезда ОНФ в Дагестане. ОНФ задумывался как инструмент по организации диалога властей всех уровней с населением, и первое время работы показало, что диалог действительно возможен, но при этом нам вместе надо проработать его технологический аспект. — сказал «Газете.Ru» Старшинов. — При этом люди должны понять, что организация, куда можно пойти со своими инициативами, чтобы они были максимально эффективно реализованы, — это ОНФ. Главная проблема, с которой мы сталкиваемся, — это неверие людей, они считают, что это очередная профанация. И, создавая такую школу, мы хотим добиться, чтобы люди понимали, какой путь им надо пройти для достижения своих целей.
Преподавать в этой школе мы пригласим практиков своего дела — журналистов, предпринимателей, общественников, политиков, чтобы показать людям, как можно эффективно и конструктивно взаимодействовать с властью».
Пока проект будет запущен в пилотном варианте в Дагестане, и в случае успеха его выведут на федеральный уровень. Работа школы будет вестись по нескольким направлениям: просветительское (издательская деятельность, разработка учебных программ и учебников по обществознанию и граждановедению, организация конкурсов, деловых игр и т. д.), образовательное (издательская деятельность, разработка и внедрение учебных курсов и программ для всех категорий обучающихся, организация постоянно действующих семинаров, курсов) и информационное (тематические программы в сетке общественного телевидения, на ТВ и радио, издание рекламной продукции, проведение массовых акций и т. д.).
Как писала ранее «Газета.Ru», Кремль и «Общероссийский народный фронт» собираются усилить работу с общественниками в регионах. При этом «фронт», по данным источника «Газеты.Ru», близкого к президентской администрации, должен стать площадкой для прямых коммуникаций между президентом и обществом.
Член федерального координационного совета ОНФ Вячеслав Лысаков сказал «Газете.Ru», что потребность в такой школе действительно есть и что он слышал похожую инициативу от оргкомитета ОНФ в Хабаровском крае.
«Для того чтобы работа ОНФ с обществом шла системно, конечно, надо среди людей, представляющих различные социальные группы, провести ликбез, потому что люди не знают, как взаимодействовать с властью, как формируется бюджет, как устроены институты власти.
Иначе приходится искать интуитивные подходы к решению проблем, а это неверно. Так что подтверждаю, что востребованность в таком проекте есть», — сказал «Газете.Ru» Лысаков.
Эксперты отмечают, что такой проект отчасти будет работать на перехват повестки дня по взаимодействию с гражданским обществом у оппозиции, однако по-разному оценивают его потенциальные перспективы.
Директор международного института политической экспертизы Евгений Минченко отмечает, что таким проектом ОНФ решает две задачи:
с одной стороны, «фронту» явно не хватает людей, которые умели бы выступать и вести публичную полемику с оппонентами, с другой — это перехват повестки у оппозиции по взаимодействию с теми же волонтерскими организациями, которые активно развиваются в настоящее время.
Кремль пытается искать пути взаимодействия с образованным средним классом, однако в городах-миллионниках люди такой проект не воспримут: им важнее, чтобы прекратились политические репрессии, отмечает политолог Александр Морозов.
«Задача ОНФ — привлечь к взаимодействию с властью городские средние слои, потому что перед властью стоит задача мобилизации не Уралвагонзавода, а именно среднего класса на своей стороне.
Этот проект адресован именно к образованному среднему классу, но вопрос в том, что из этого получится. В Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, других городах-миллионниках, на мой взгляд, никакие стратегии ОНФ не помогут повысить падающий рейтинг Путина, но в городах поменьше у интеллигенции может не быть вариантов взаимодействия с властью кроме тех, которые предлагает Кремль, и люди вынуждены эти варианты принимать. Точно так же, к примеру, работает фонд «Русский мир» за границей: люди, которые исследуют эмигрантскую среду или развивают за границей русскую культуру, могут как угодно относиться к власти, но вынуждены брать гранты Кремля, потому что больше их взять неоткуда», — считает Морозов.
Юрист Фонда борьбы с коррупцией (организация включена Минюстом в список иноагентов), объединяющего гражданских активистов, борющихся расхищением бюджетных средств, Любовь Соболь считает, что оппозиционно настроенные активисты в ОНФ в любом случае не пойдут, потому что «фронт» является, по сути, ребрендингом «Единой России». «Как и в «Единой России», в этом проекте собраны люди, которые хотят создать лишь видимость взаимодействия с гражданским обществом, и гражданам с активной позицией это очевидно. Думаю, к ОНФ придут какие-то единицы разве что, попробуют решить таким образом волнующие их проблемы, но потом убедятся, что это фейк», — считает Соболь.