В Грузии, возможно, начнется официальное расследование событий войны августа 2008 года в Южной Осетии. В последние дни о том, что необходимо изучить все обстоятельства тех драматических событий и дать им правовую оценку, заявили министр юстиции страны Тея Цулукиани и главный прокурор Арчил Кбилашвили. Их позицию уже публично поддержали депутаты парламента от правящей коалиции «Грузинская мечта». Премьер-министр страны, лидер коалиции Бидзина Иванишвили в ходе встречи с главными редакторами ведущих СМИ в среду также однозначно высказался за объективное расследование обстоятельств августовской войны 2008 года. Премьер заметил, что у него лично есть много вопросов по тому периоду и что «тема войны вообще покрыта туманом».
По оценке Иванишвили, прежняя власть «во главе с президентом (Михаилом Саакашвили. — «Газета.Ru») поступила неадекватно».
«В той ситуации неоправданным считаю, что вооруженные силы были приведены в готовность и военные начали действовать до того, как Россия перешла границу. Стрельбу вели непонятные бандформирования, и со стороны нашего президента и властей было бы абсолютно адекватным пригласить международных наблюдателей и провести мониторинг», — сказал он.
«На Западе есть четкое понимание того, что случилось, чему способствовал доклад комиссии ЕС Тальявини (с выводом, что войну начала Грузия — «Газета.Ru»), а у нас эта правда не сказана», — сказал премьер.
Иванишвили отметил, что если бы не было войны с Россией, то не было бы и «оккупированных территорий» Грузии (к таковым официальный Тбилиси относит Южную Осетию и Абхазию). Что касается этих территорий, то, по словам премьера, «они будут возвращены шаг за шагом».
Напомним, что в октябре 2012 года на заседании нового парламента Грузии, отвечая депутатам от бывшей правящей партии «Единое национальное движение», Иванишвили заявил, что военные события августа 2008 года были большой провокацией произошедшей под руководством Саакашвили. «Если бы у нас была нормальная власть, этот процесс не случился бы и не развился таким образом... Россия в течение веков желала перейти на эту сторону Кавказа, но то, чего она не сумела сделать за века, сделал ваш лидер Саакашвили с вашей помощью», — сказал он. Как заявил тогда Иванишвили, началом войны послужила провокация со стороны властей Грузии, при этом «Россия реализовала свою давнюю мечту, а мы получили оккупированные территории».
Грузинский премьер не считает, что объективное расследование обстоятельств войны нанесет вред международному положению страны. «Я не думаю, что расследование нанесет вред имиджу Грузии или даже имиджу прежней власти и президента. Мы не должны бояться жить по правде и чтобы общество знало правду», подчеркнул он.
Несколькими днями ранее министр юстиции Грузии Тея Цулукиани на брифинге в городе Гори сообщила, что изучение и правовая оценка событий августа 2008-го является международным обязательством Грузии. При этом глава Минюста сослалась на Гаагский суд.
«К прокурору Гаагского суда поступило немало информации, согласно которой граждане и представители разных иностранных НПО обращаются с жалобами и заявляют, что высокопоставленные чиновники разного этнического происхождения совершили преступление, предположительно, либо против человечности, либо то преступление, которое может быть квалифицировано как военное преступление. Наше обязательство состоит в том, чтобы это дело не доводить до рассмотрения международным трибуналом и мы сами решили свои проблемы в рамках тех обязательств, которые имеем», — сказала она.
Цулукиани подчеркнула также необходимость сотрудничества в расследовании со стороны президента страны Михаила Саакашвили, хотя и оговорилась, что к моменту потенциального допроса он уже «может больше не быть президентом» (его полномочия истекают осенью этого года).
Ранее о возможности допроса Саакашвили по делу об августовской войне в эфире телеканала «Маэстро» говорил главный прокурор Арчил Кбилашвили. «Пару дней назад нас посещали представители прокуратуры Гаагского суда, которые требуют от нас провести соответствующее расследование в связи с августовской войной», — сообщил он. По его оценке, прежняя власть просто «тянула резину», и следствие велось ради следствия, в течение четырех лет не было получено никакого результата.
Как сказал «Газете.Ru» председатель одной из парламентских фракций, депутат от «Грузинской мечты» Захарий Куцнашвили, «задача этого расследования не состоит в выяснении того, кто начал первым — Россия или Грузия.
«Гаагские прокуроры требуют не расследования того, кто начал войну, а были ли совершены военные преступления в ходе войны. И то, что такое требование имеется, означает, что они видят в этом процессе правонарушения. Я не в курсе дела, на основании чего они требуют расследования, потому что оно будет происходить конфиденциально, но Римский статут дает нам право самим провести расследование», — отметил Куцнашвили.
Хотя бывший председатель временной парламентской комиссии по изучению событий, произошедших в Южной Осетии в начале августа 2008 года, Паата Давитая уверен в том, что Гаагский суд на самом деле не ставит перед Тбилиси вопрос какого-либо расследования августовской войны 2008 года. «Если кто-то желает сделать пиар и утверждать, что кто-то принуждает нас провести расследование, это приведет к разрушению грузинской государственности», — цитирует его «Грузия-online». По его словам, заключение его комиссии было передано прокуратуре, и она может им воспользоваться.
Секретарь Совета безопасности Георгий Бокерия назвал «политическим бредом» слова Цулукиани. «Сегодня мы выслушали очередное, абсолютно безответственное, направленное против интересов нашей страны заявление министра Цулукиани. Я имею в виду ее заявление по поводу расследования войны, российской агрессии. Единственная оценка этого заявления — это политический бред. Иначе оценить это нельзя», — заявил он.
Руководитель Международного центра по конфликтам и переговорам Георгий Хуцишвили сказал «Газете.Ru», что «необходимость такого расследования объективно существует. Очень много неясного и много тайны вокруг событий августа 2008 года». Эксперт говорит об ответственности Михаила Саакашвили, который является не только президентом, но и главнокомандующим. Он надеется, что расследование будет объективным, и считает, что оно не нанесет ущерба интересам Грузии: «Это не нанесет большего ущерба, чем уже нанесла война 2008 года. Расследование причин войны не может быть более катастрофичным, чем сама война. Оно может оказаться катастрофичным для конкретных людей, которые хотят избежать своей ответственности».
По мнению эксперта, вопрос приобрел актуальность в первую очередь из-за позиции Гааги. Хуцишвили рассказал, что еще пару месяцев назад поинтересовался у главного прокурора и главы МВД, не намеревается ли правительство начать расследование по событиям августа 2008 года. Чиновники тогда ответили, что данный вопрос «сенситивный и имеет политические аспекты, а они стараются отделить правовые процессы от политических».
Пятидневная война между Россией и Грузией началась после того, как в ночь на 8 августа 2008 года грузинские войска подвергли массированному артобстрелу Цхинвал и предприняли попытку захвата Южной Осетии. В ответ Россия провела «операцию по принуждению Грузии к миру». Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии, после чего Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой.