Борьба с плагиатом при написании диссертаций, которую объявило Минобразования при поддержке премьер-министра Дмитрия Медведева, бумерангом ударила по правительству с подачи думского единоросса Владимира Бурматова. На пленарном заседании во вторник он выступил с критикой главы Минобразования Дмитрия Ливанова, в ведомстве у которого, сослался депутат на некоторых блогеров, есть чиновники, сами сфальсифицировавшие свои кандидатские и докторские диссертации.
«Проходила реформа вузов, после критики которой в отношении меня, моих коллег была развязана самая настоящая информационная война со стороны министерства, флагманом которой являлось ЗАО «Антиплагиат», — заявил Бурматов, предложив министерству очистить свои ряды от чиновников, в чьих диссертациях есть плагиат.
Гневную филиппику Бурматова, в которой министерство Ливанова он назвал ЗАО «Министерство образования Российской Федерации», а самому министру в «рупоры» записал члена Координационного совета оппозиции, активно борющегося с плагиатом доктора биологических наук Михаила Гельфанда, в полном объеме пересказал официальный сайт «Единой России», а к критике подключилась системная оппозиция.
КПРФ, большей частью расходящаяся с «Единой Россией» по всем вопросам политической повестки, посыл депутата Бурматова решила поддержать. Лидер Компартии Геннадий Зюганов в тот же день выступил в Госдуме с требованием уволить Ливанова, а еще чуть позже перед журналистами развил эту мысль лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
Образовательная отрасль отреагировала на заявления Бурматова иначе: источник РИА «Новости» в Высшей аттестационной комиссии, которая при новом главе Владимире Филиппове ополчилась как никогда на плагиаторов, заметил, что сейчас ВАК рассматривает вопрос о лишении Бурматова кандидатской степени. Скандал вокруг подложной работы единоросса вспыхнул еще в декабре, а вскоре Бурматов принял решение уйти с поста первого замглавы Госдумы по образованию.
Критика в адрес целого ряда министров кабинета Медведева в последние месяцы регулярно звучит публично, в том числе от единороссов, и Ливанов далеко не первый из этого списка.
Несколько недель назад под ударом оказался министр связи Николай Никифоров. Его ведомство сперва оттеснили от разработки концепции регулирования интернета (проект на первом этапе разрабатывали в администрации президента, курировал эту работу экс-министр связи, а ныне советник Путина Игорь Щеголев), а затем раскритиковали за медлительность при разработке механизма реализации «Российской общественной инициативы» — портала по сбору общественных петиций, который обещал создать кандидат в президенты Владимир Путин.
Еще до того, в феврале, федеральные телеканалы принялись дружно критиковать вице-премьера Аркадия Дворковича: его едва ли не буквально обвинили в том, что он участвовал в схеме по приватизации энергосистемы Кавказского региона.
«Госдума отводит внимание от себя и скандалов, связанных с ее собственной деятельностью», — такова одна из причин необычной активности привластных депутатов, считает один из собеседников «Газеты.Ru» во фракции «Единая Россия» в Госдуме. Но он же называет и другие резоны нападок на правительство Медведева: «Идет игра на то, чтобы правительство не набрало достаточно влияния, чтобы стать отдельным серьезным политическим игроком. Кремлю выгодно слабое правительство, чтобы остаться главным центром принятия решений».
«Наконец, в связи с перечисленными обстоятельствами, вступает в силу третий фактор: идет активная кулуарная борьба между различными властными кланами за места.
Министры, о которых идет речь, являются именно «министрами Медведева» и не принадлежат к каким-либо силовым кланам, которые сейчас на подъеме, или же к кланам экс-министров, ушедших в администрацию президента в статусе советников и старающихся сохранить контроль над наиболее значимыми для их ведомств проектами», — объясняет собеседник «Газеты.Ru».
О напряжении, которое возникло между новыми министрами и их предшественниками, ушедшими на посты советников президента, «Газета.Ru» рассказывала отдельно. Теперь эти противоречия заставляют уже делать ставки на возможные отставки в правительстве.
Так, собеседник издания в «Единой России» называет одним из возможных претендентов на пост министра образования в случае отставки Ливанова первого замруководителя фракции ЕР Николая Булаева.
Источник «Газеты.Ru» в правительстве отмечает, что подоплекой критики кабинета может являться, с одной стороны, нежелание бывших министров ослабить влияние на отрасль, с другой стороны, нежелание, чтобы правительство провело задуманные реформы, которые могли бы сделать его самостоятельным серьезным игроком.
Член президиума генсовета «Единой России» сенатор Руслан Гаттаров придерживается иной версии событий, ссылаясь на то, что Дмитрий Медведев, председательствующий в ЕР, «сказал, что критика правительства, в том числе со стороны «Единой России», — это нормально».
Конфликт вокруг Ливанова Гаттаров комментирует сдержанно: «Можно по-разному относиться к Фурсенко и проведенным им реформам, но все свои преобразования он проводил аккуратнее и в рамках единой концепции, которую все знали и которую министерство реализовывало на протяжении нескольких лет. Ливанов же делает набор резких случайных шагов, при этом стратегии не понимает никто». Но это позволяет сенатору выйти на обобщение: «Вообще в правительстве есть сейчас такая проблема у ряда молодых министров: энергии у них много, а вот что делать, они не понимают, при этом также не стремятся к взаимодействию со своими предшественниками, напрямую отрицают и критикуют все, что сделано до них».
«Это провоцирует напряжение, которое необходимо снять, иначе получается, что старые правила игры отменили, а новые не написали. Это проблема», — суммирует Гаттаров.
Политолог Александр Морозов констатирует усугубление противоречий между всеми властными кланами одновременно, будучи уверен, что «обострилось противостояние всех со всеми, кто по статусу ниже Путина или Игоря Сечина». «Администрация борется с правительством, отдельные администрации регионов борются с отдельными федеральными подразделениями, кланы борются с кланами. Конечно, правительство уязвимо, в нем не хватает харизматиков, оно легко поддается атаке, но борьба с ним не снимает с повестки дня скандалов в Госдуме и проблем с состоянием парламента, так что тактика перевода фокуса внимания едва ли работает в данном случае», — считает Морозов.
Обострение борьбы различных кланов в сочетании с позицией власти не дать правительству усилиться и начать собственную игру связано в том числе и с тем, что кабинет министров в ближайшее время в отставку не отправят — иначе бы конкретные его действия под критику уже бы не попадали, все бы было решено, отмечает глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский.
«Есть общая установка — приветствовать любую критику правительства. Тот же Лимонов, даже если выступит с критикой правительства, имеет шансы попасть на федеральные телеканалы. Сейчас по определенным соображениям отправить в отставку все правительство нельзя, однако если этот кабинет министров еще будет в силу разных причин существовать год-два, то у власти есть представление, что он должен существовать в виде хромой на обе ноги утки со сломанным клювом, даже если при этом страна не имеет полноценного правительства», — отмечает Павловский, называя такую логику «деструктивной».
Некой целенаправленной кампании по дискредитации всего кабинета министров не ведется, однако критика главного проекта президентства Медведева — инновационного центра в подмосковном Сколково, начавшаяся некоторое время назад, — открыла различным лоббистским группам дорогу для конкурентной борьбы за власть, и сейчас вокруг правительства образовалась совокупность лоббистских конфликтов, не связанных между собой общей целью, отмечает директор Международного центра политической экспертизы Евгений Минченко. Политолог признает, впрочем, что итогом такой совокупности конфликтов действительно является ослабление правительства в целом.
Близкий к Кремлю политолог Дмитрий Орлов, член высшего совета «Единой России», сказал «Газете.Ru», что он бы не стал воспринимать критику правительства как явление системное: «Если бы было принято системное решение, в этой критике бы участвовали главные ньюсмейкеры, а этого сейчас нет. Что касается Ливанова и Министерства образования, то это сфера, в которой много проблем и которую удобно использовать для своего продвижения отдельным политикам».
17 апреля премьер-министр Медведев, как ожидается, выступит с отчетом правительства перед Госдумой. Происходящее нагнетание атмосферы во многом может быть связано с этим предстоящим выступлением, тем более что «Единая Россия» и Медведев, возглавивший ее в мае 2012 года, так и не стали единым целым, отмечает директор фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. В Думе не спешат делать обобщения: отчет правительства пройдет в рабочем порядке, тем более что вопросы, которые волнуют депутатов, были неоднократно озвучены, пообещала «Газете.Ru» замсекретаря президиума генсовета ЕР Ольга Баталина. «По части из них мы уже нашли поддержку премьера: увеличение объемов финансирования агропромышленного комплекса, увеличение средств на развитие дошкольного образования, доступность медицинской помощи в регионах. Надо учитывать, что у «Единой России» есть возможность прямых коммуникаций с председателем правительства, как с лидером нашей партии, поэтому каких-то острых ситуаций со стороны «Единой России» я лично не ожидаю», — заявила она.