Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, чьи полномочия истекают в октябре этого года, объявил, что ему пытаются помешать остаться на второй срок, уже через прямые выборы. Во вторник Евкуров назвал показанный еще 29 марта сюжет в эфире Первого канала предвыборной провокацией. «Я прекрасно понимаю, кто за этим стоит и для чего это делается», — цитирует пресс-служба главу республики.
В конце минувшей недели в эфире контролируемого государством Первого канала разыскиваемый по делу о взрыве в Домодедово член северокавказского подполья Ибрагим Торжхоев объявил, что укрывающиеся в лесах Ингушетии члены вооруженных формирований обкладывают данью местных предпринимателей и чиновников.
«Так называемый Чилиев, чиновник ингушский, в месяц дает миллион долларов, миллион долларов боевикам для того, чтоб на него не нападали», — сказал Торжхоев.
Эту информацию он якобы подслушал, когда находился в одном блиндаже с лидером самопровозглашенного «Имарата Кавказ» (организация запрещена в России) Доку Умаровым и полевым командиром Супьяном Абдуллаевым. По словам автора сюжета Антона Верницкого, после признания на государственном телевидении молодой человек написал явку с повинной.
Среди чиновников в Ингушетии фамилию Чилиев носит глава правительства республики Муса Чилиев. Он сообщил «Газете.Ru», что его имя в сюжете произносится с «намеренным искаженным ударением», чтобы премьер не смог отстоять свои права в суде. «Я уже написал заявление на имя генпрокурора Юрия Чайки с просьбой проверить информацию, изложенную в сюжете», — сообщил Чилиев. В Генпрокуратуру с требованием провести проверку также обратился депутат Шамсаил Саралиев, представляющий в Госдуме Чечню, с которой у властей Ингушетии в последнее время возникали публичные разногласия на почве реабилитации боевиков и постоянных территориальных споров.
Чилиев также считает, что признание Торжхоева в эфире госканала было провокацией против команды Евкурова.
«Это грязные технологии, и, скорее всего, это только начало. Как этот человек, чье лицо я регулярно вижу в числе самых разыскиваемых преступников, оказался на Первом канале? — говорит Чилиев. — Предшественники Евкурова платили дань боевикам, они хотят, чтобы и действующее правительство было в этом замешано».
По словам депутата Госдумы от «Единой России» Михаила Старшинова, который от «Общероссийского народного фронта» курирует Северный Кавказ, несколько недель назад он встречался с Евкуровым, и тот не исключил возможность проведения прямых выборов уже в сентябре и своего в них участия. Евкуров по-прежнему утверждает, что только парламент республики будет решать, отказываться ли от прямых выборов главы республики, но сам он «готов в сентябре принять участие в прямых выборах».
По данным «Газеты.Ru», в Москве Евкурову так и не дали понять, поддержит ли его кандидатуру Кремль. Несколько месяцев назад высокопоставленный источник в СКФО сообщал, что в Москве рассматривают возможность замены главы Ингушетии.
Бывший руководитель пресс-службы главы и правительства республики Калой Ахильгов отмечает, что Москва пока не подавала сигналов поддержки инициативы Евкурова остаться на второй срок. «Полагаю, сейчас в Кремле рассматриваются и другие кандидатуры», — говорит Ахильгов. Тем временем политсовет ингушского отделения «Единой России» начал сбор предложений по кандидатурам для участия во внутрипартийном голосовании, которое определит кандидата на пост руководителя Ингушетии.
«Сейчас действительно идет борьба за место главы Ингушетии, — говорит руководитель фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. — Похоже, Евкуров не заручился никакой гарантией, а с учетом дискуссии вокруг прямых выборов глав субъектов на Северном Кавказе его заявления о готовности к выборам выглядят жестом отчаяния».
Евкуров возглавил Ингушетию в 2008 году, за эти годы республика избавилась от репутации самого нестабильного региона — теперь им стал Дагестан. Кроме того, Евкуров придерживается стратегии реабилитации боевиков, что резко контрастирует как с жесткой политикой его предшественника Мурата Зязикова, так и с курсом лидера соседней с Ингушетией Чечни Рамзана Кадырова.
В регионе работает комиссия по адаптации боевиков, а в 2010—2011 годах Евкуров лично сообщал о возвращении к мирной жизни 15 бывших участников вооруженного подполья. Более того, Евкуров обнародовал свой номер телефона для желающих раскаяться боевиков. Такой подход стал почвой для конфликта с Кадыровым, который вскоре предъявил Ингушетии территориальные претензии, не поделив Сунженский и Малгобекский районы.
Ранее Кадыров заявил о намерении поднять на федеральном уровне проблему установления административной границы с Ингушетией, обвинив соседей в посягательстве на исконные чеченские земли. Евкуров в тот раз ответил Кадырову в своем блоге в «Живом журнале», предупредив, что попытки пересмотреть границу могут привести к конфликту. В спор пришлось вмешиваться полпреду президента в СКФО Александру Хлопонину, который попросил глав Чечни и Ингушетии прекратить оскорблять друг друга и вывести конфликт из публичного пространства.
По мнению Ахильгова, вопрос полномочий и переизбрания для Евкурова после сюжета на Первом канале обострился. «Видимо, есть довольно серьезные силы, которые против переназначения Евкурова. Это связано с желанием назначить в Ингушетию кого-нибудь типа Зязикова, который отдал бы ситуацию с подпольем на откуп силовикам. На мой взгляд, это почерк ФСБ, которая любит пользоваться такими моментами для достижения своих целей», — говорит аналитик.
Согласно рейтингу политической выживаемости губернаторов Фонда петербургской политики, который оценивает позиции региональных руководителей по десятибалльной шкале, показатели Ингушетии находятся на критически низкой отметке в 2,5, опустившись в марте еще на 0,2 пункта. Республика занимает предпоследнюю строчку в этом рейтинге, ей уступает только Дагестан.