Участникам конференции по международному договору о торговле оружием (МДТО) в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке не удалось переубедить Иран, Северную Корею и Сирию не блокировать принятие документа. На этой встрече планировалось одобрить первое в истории международное соглашение, регулирующее торговлю конвенциональным оружием. Для принятия договора необходимо согласие всех 193 государств — членов ООН.
Председательствующий на встрече постпред Австралии Питер Вулкотт прервал заседание, когда представители Тегерана и Пхеньяна подняли свои таблички в знак отказа присоединиться к соглашению, рассчитывая, что их удастся переубедить. Однако после возобновления встречи Иран и КНДР не изменили своей позиции, а к ним присоединилась еще и сирийская делегация. Представитель Мексики предложил проигнорировать позицию трех стран, указывая, что в уставе ООН не определено понятие консенсуса, необходимого для одобрения соглашения.
Но российская делегация назвала такое предложение попыткой «манипулирования консенсусом» и выступила против него.
«Очевидно, что нам не удалось добиться консенсуса», — резюмировал Вулкотт.
«Был заблокирован хороший, крепкий договор», — сказала глава британской делегации Джоан Адамсон. «Это просто отсрочка успеха», — добавила она. Глава американской делегации — помощник госсекретаря Томас Кантримен — выразил уверенность, что большинство стран поддержат договор на Генассамблее.
Теперь проект документа будет направлен генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну с просьбой вынести его на рассмотрение Генеральной ассамблеи в ближайшее время. Пан Ги Мун выразил недовольство результатами встречи. «Генеральный секретарь считает, что текст проекта был сбалансирован и мог установить эффективные общие стандарты для контроля за международными сделками с обычными вооружениями», — отмечается в заявлении официального представителя генсека ООН Мартина Несирке. Если проект МДТО будет вынесен на голосование Генассамблеи, то, скорее всего, он будет принят большинством голосов. Голосование может состояться в начале апреля.
Договор о торговле оружием призван обеспечить контроль над сделками с обычными вооружениями, которые попадают в руки пиратов, террористов и участников преступных группировок. Иран, КНДР и Сирия считают, что текст договора не сбалансирован и не учитывает их интересы.
Сирию не устраивает то, что договор не исключает поставки оружия оппозиции.
В распространенном заявлении Ирана говорится, что проект документа «не учитывает требований большого числа государств о пресечении передачи оружия тем, кто совершает его для агрессии». Кроме того, в нем не отражается «неотъемлемое право государств» закупать обычные вооружений «для противостояния агрессии и защите своей территориальной целостности». Несогласные страны не устраивает также пункт, вынуждающий государства отказываться от выполнения сделок со странами, которые заподозрены в серьезных нарушениях прав человека. Иран уже находится под эмбарго ООН из-за своей ядерной программы, а в отношении сирийского режима Башара Асада, два года воюющего с оппозицией, в одностороннем порядке введены санкции западными и арабскими странами. Северная Корея также находится под режимом санкций ООН в связи с непрекращающимися ядерными испытаниями и развитием ее ракетной программы.
Глава российской делегации Михаил Ульянов, директор Департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД РФ, сожалеет, что согласовать текст будущей конвенции не удалось, но он признает, что в проекте есть «много лазеек». В частности, он отметил, что в нем нет положения о запрете на передачу оружия тем, кто не имеет полномочий от властей, нет положений по реэкспорту, который является одной из основных причин попадания вооружений на черный рынок.
Участники конференции не первый раз не могут согласовать проект этого документа. В июле прошлого года в ходе первого раунда переговоров в рамках Генеральной ассамблеи обсуждение единых для всех мер предотвращения незаконного оборота вооружений заняло около четырех недель, но результатов конференция не принесла.
Необходимость консенсуса при принятии решений на конференции по торговле оружием потребовали ранее США, чтобы иметь возможность блокировать любое соглашение, которое могло бы подорвать конституционное право в США на ношение оружия. По словам Кантримена, проект договора не ограничивает права американцев, которые заказывают себе огнестрельное оружие в других странах с либеральным оружейным законодательством. Вал критики, обрушившийся на дипломатов со стороны американских консерваторов, вынудил Вашингтон летом прошлого года притормозить работу над договором.