В среду Дмитрий Медведев презентовал проект «Гражданский университет» — так называются партийные курсы повышения квалификации для единороссов. Впрочем, место, где около полудня начали собираться партийцы, гораздо больше напоминало о власти, чем об образовании. В качестве площадки организаторы выбрали здание правительства Московы на Новом Арбате, через дорогу от Белого дома. Медведев и высокопоставленные представители партии из числа москвичей расположились за круглым столом в конференц-зале.
По селекторной связи премьера слушали нескольких десятках отделений «Единой России» по стране. На плазменном экране одно за другим сменяли друг друга изображения в квадратах: в Кабардино-Балкарии почти весь кадр заняли двое мужчин сурового вида, на Сахалине в два ряда сидели склонив головы уставшие партийцы (там к началу выступления Медведева было уже восемь вечера), в Ненецком автономном округе веб-камера показывала серый потолок.
Предполагается, что в рамках работы «университета» лидеры «Единой России» будут читать лекции для рядовых партийцев, сторонников ЕР и перспективных молодых кадров, которых в партии называют «политически мотивированной молодежью».
Медведев на правах председателя партии выступил со своей лекцией первым. Из анонса мероприятия следовало, что тему Медведев выбрал под стать своему статусу — «Место «Единой России» в современной политической системе страны». На деле лидер единороссов почти не стал акцентировать внимание на роли, которую играет его партия в российской политической жизни. Вместо этого он напутствовал единороссов, говоря о том, куда им стоит двигаться в будущем. Да и само свое выступление Медведев отказался называть лекцией, сказав лишь, что он намерен произнести только «вводные слова».
«Во многих странах хорошо себя зарекомендовала практика повышения квалификации в партийных структурах. Эта система появилось давно и не только у нас. Например, в Китае, о чем мы недавно беседовали с председателем КНР Си Цзиньпином», — начал Медведев, сразу сравнив партшколу единороссов с опытом Коммунистической партии Китая. Правда, в процессе дискуссии премьер сказал, что «Гражданский университет» единороссов не станет аналогом Высшей партийной школы, существовавшей еще в СССР. Как объяснил премьер, те времена ушли навсегда и коммунистическая партия больше не упоминается в Конституции как государствообразующий элемент.
После этого премьер-министр похвалил успехи «Единой России», которая на последних региональных выборах в очередной раз подтвердила свое право называться партией большинства. «Так что поводов для пессимизма у нас быть не должно», — заключил Медведев. При этом он, правда,
напомнил, что даже самые крупные партии — например КПСС — иногда исчезали. Чтобы этого не случилось с «Единой Россией», нужно воспитывать молодые кадры, работать с активом,
развивать «Гражданский университет», объяснил лидер партии причины, по которым он собрал всех в среду и планирует собирать в будущем.
Уже в конце лекции Медведев снова вернулся к теме укрепления партии и припугнул собравшихся худшим сценарием для единороссов. ЕР объективно нужна большинству, но если партия будет слабой, то «появится другая партия», тоже центристского толка, тоже солидарная с большинством, пригрозил Медведев. На какую именно политическую силу он намекает, премьер не уточнил, но намек поняли все собравшиеся. Известно, что единороссы опасаются того, что в перспективе партию власти может потеснить путинский «Объединенный народный фронт» (ОНФ).
Часть своего выступления Медведев посвятил одному из болезненных для «Единой России» вопросов — идеологии, в отсутствии которой оппоненты обвиняют партию чуть ли не с момента ее создания. Премьер в очередной раз подтвердил, что ЕР должна продолжать исповедовать идеологию «разумного, опирающегося на российские традиции, здорового социального консерватизма в самом лучшем смысле этого слова». При этом Медведев объяснил, как, по его мнению, должны сочетаться консерватизм и модернизация.
По его словам, никакого противоречия в том, что партию с «идеологией здорового социального консерватизма» возглавляет человек, в годы президентства продвигавший идею модернизации, нет.
Больше того, попытки противопоставить консерватизм и модернизацию Медведев назвал «бесплодными» и сказал, что правильнее сопоставлять консерватора и реакционера. «Это (противопоставление) нереально просто. Консерватора в качестве своего антипода, противоположности, наверно, целесообразно сопоставить с реакционером. Реакционер — это тот, кто тащит назад. А консерватор стремится изменить жизнь, но при этом сделать это без революций», — разъяснил Медведев, добавив, что сочетание консерватизма и модернизации и есть «сценарий развития России».
Председатель «Единой России», совмещающий работу в ЕР с креслом премьер-министра, призвал партийцев использовать возможности для взаимодействия с правительством. По факту это сотрудничество уже началось: правительство регулярно дает отзывы на инициативы депутатов, по сути, утверждая практику «нулевых чтений законопроектов», напомнил Медведев (премьер не стал говорить, что иногда позиция правительства радикально расходится с позицией единороссов, что не мешает последним голосовать за: так, Белый дом давал отрицательные заключения на законы о мате, об оскорблении чувств верующих и о волонтерах).
Как бы то ни было, практику «нулевых» или «политических» чтений законопроектов на заседаниях партийных платформ ЕР Медведев предложил сделать постоянной для инициатив, которые касаются социальной сферы, развития экономики и других важных тем. «Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что у представителей различных платформ могут возникнуть разногласия. Это нормально, дискуссия. Любая дискуссия позволяет выработать компромиссный путь развития. Но, даже если финальное решение не будет устраивать отдельных представителей платформ, это решение должно быть поддержано всеми», — сказал глава «Единой России», которая и без того славится отменной партийной дисциплиной.
Медведев добавил, что ни одно политическое решение не должно приниматься в кулуарах, поскольку, по его мнению, «абсолютно точно прошло время непубличной политики», когда «мы какие-то вещи могли делать за счет административных решений».
Это, в свою очередь, значит, что партии необходимо научиться открытости, прямому общению с гражданами, призвал своих однопартийцев Медведев. Контакт с избирателями можно выстраивать через социальные сети, пользователи которых, впрочем, могут быть не слишком лояльны к единороссам. Как и СМИ, которым тоже нужно отвечать.
«Без хамства, но (надо быть) резкими и настойчивыми. И в то же время оставаться доброжелательными, — проповедовал Медведев, явно намекая на конфликт «Единой России» и газеты «Московский комсомолец». — Нужно вести открытый диалог с журналистами, редакторами СМИ. Причем позитивный диалог».
«Когда хамят — надо отвечать жестко, но цивилизованными способами. Через суд, через правоохранительные процедуры», — сказал он чуть позднее, уже отвечая на вопросы партийцев, один из которых был посвящен взаимодействию со СМИ. Медведев рассказал, как сам когда-то читал публикации в газетах о себе, когда первый год работал публичным чиновником.
«Почитаешь какую-нибудь ересь, чепуху про себя и подумаешь: «Какая гадость! Как вообще такое можно писать! Вообще этого быть не может! Явно только для того, чтобы спровоцировать». Кулаки сжимаются. А потом подумаешь: «Ну чего ты в самом деле? Надо расслабиться», — дал единороссам совет Медведев.
В зале, где выступал премьер, среди прочих присутствовал и Андрей Исаев, чья острая реакция в Twitter спровоцировала конфликт с газетой МК после нелицеприятной статьи о политической проституции в «Единой России».
Уже после окончания лекции в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» депутат Исаев сказал, что не был удивлен тем, что отношения со СМИ стали одной из центральных тем речи Медведева. «Мы же реально переживаем определенный кризис во взаимоотношениях части СМИ, точнее, ряда руководителей СМИ, причем не только с нашей партией, но и со сложившейся политической системой», — неожиданно признал Исаев. Но единоросс назвал происходящее «кризисом роста», в результате которого будут сформулированы «некие правила игры, понятные и ясные для всех».
За спиной Исаева перед группой журналистов о том же самом говорил другой высокопоставленный партиец, вице-спикер Думы Сергей Железняк. Он уточнял, что депутаты не хотят ждать осени и будут вырабатывать новые этические правила для сотрудников СМИ уже весной, во время съезда Союза журналистов России. Репортеры, окружившие Железняка, кивали, не выражая особых эмоций, как будто речь не идет о них.
Впрочем, Исаев позднее отказался считать слова Медведева советом по конкретному конфликту между МК и единороссами, заявив, что решение Союза журналистов Москвы переизбрать Павла Гусева председателем — это вызов Государственной думе.
Чуть в стороне за происходящим наблюдала стройная блондинка в черном платье с шарфиком на шее — сопредседатель «Молодой гвардии» Екатерина Стенякина, задавшая после лекции Медведева единственный запоминающийся вопрос. Молодая активистка, имеющая за хрупкими плечами семь лет членства в МГЕР, в лоб спросила лидера «Единой России», не кажется ли ему, что против единороссов и всего российского государства идет спланированная кампания. Об этом свидетельствуют публикации в СМИ против «столпов общества» — от МВД и РПЦ до самой «Единой России».
«Кто заказчик?» — спросила у Медведева девушка с шарфиком на шее.
«Я думаю, если бы это было так, все было бы гораздо проще», — вздохнул Медведев.