Скандалы, не прекращающиеся с момента избрания шестого созыва Государственной думы, закономерно вылились в публичное обсуждение возможности роспуска парламента. О вероятности подобного сценария в последние пару недель активно начали говорить оппозиционные политики и публицисты, в прессе все чаще появляются заметки и авторские колонки с рассуждениями на эту тему. В пользу такого варианта приводятся факты многочисленных разоблачений депутатов, а также успешные поиски незадекларированного имущества и незаконного бизнеса у парламентариев. К тому же на долю палаты шестого созыва, напоминают сторонники версии досрочного роспуска Госдумы, выпали, пожалуй, самые неоднозначные законопроекты, которые повысили верхний порог штрафов в 300 раз и запретили иностранцам усыновлять российских сирот. «Новая газета» даже собрала более 100 тысяч подписей граждан против «закона Димы Яковлева» и столько же за роспуск Госдумы. Также впервые в российской истории из Государственной думы простым голосованием палаты был изгнан депутат Геннадий Гудков. Несколько парламентариев сами добровольно сложили свои полномочия.
Кроме того, Госдуме в ближайшие месяцы предстоит принять в срочном порядке законопроект о новом порядке формирования парламента, применение которого, в случае если действующая Дума доработает до конца созыва, будет отложено аж до 2016 года. Все это может говорить о том, что полномочия действующего парламента могут быть прекращены раньше времени.
«Этот вариант (роспуск парламента) рассматривается с первого дня избрания Государственной думы, — говорит политолог Стас Белковский. — Я вам могу с уверенностью сказать, что сотрудники центрального аппарата Госдумы боялись буквально с января 2012 года,
что Дума будет распущена. В пользу этого говорит системная дискредитация ряда системных фигур, в том числе, конечно, «Единой России». Вся исаевщина, которая сейчас происходит, — это дискредитация Государственной думы. Единственным препятствием на этом пути является нежелание Владимира Путина существенно и качественно дестабилизировать политическую систему. Он скорее готов терпеть плохую Государственную думу, чем рисковать ее перевыборами».
«Психологически по-прежнему для действующей власти есть серьезный барьер для досрочного роспуска Госдумы. Лучший момент для этого был сразу после выборов, и он был упущен,
— считает глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. — Сейчас есть серьезные колебания. С одной стороны, есть точка зрения, что все хорошо и лучшего желать не надо. С другой стороны, есть ощущение, что и нынешняя Дума хромает, и депутаты все меньше испытывают мотивации ходить на заседания. И представление общества о легитимности Думы весьма неоднородно».
Сторонники версии о досрочном роспуске парламента сталкиваются лишь с одной проблемой. Несмотря на то что косвенные признаки можно трактовать в пользу возможного роспуска Госдумы, техническая процедура разгона действующего созыва у экспертов вызывает вопросы.
Формально существует несколько способов для досрочного прекращения полномочий парламента. По Конституции Госдуму может распустить президент, если нижняя палата дважды в течение трех месяцев самостоятельно поставит вопрос о недоверии правительству и проголосует против кабмина. Или если сам президент поставит перед Думой вопрос о недоверии правительству и нижняя палата его в этом поддержит. Таким образом, в обоих случаях
парламентскому большинству, представленному «Единой Россией», придется выражать свое недоверие правительству, которое возглавляет Дмитрий Медведев, по совместительству возглавляющий еще и саму «Единую Россию».
«Мы не выступаем против правительства в целом или власти в целом. Мы критикуем министров точечно, и они реагируют на нашу критику. Речи о недоверии правительству не идет, потому что правительство сформировал наш председатель Дмитрий Медведев. Предпосылок же для недоверия нашему председателю в партии пока нет», — сказал «Газете.Ru» высокопоставленный единоросс.
«Дискредитацию парламента, конечно, отрицать сложно. Госдума фактически становится таким органом, который, «если что, никому не жалко», — говорит собеседник издания во фракции «Единая Россия» в нижней палате парламента. — Однако просто так взять и самораспуститься она не может. Для этого
надо или признать выборы нелегитимными, а непохоже, чтобы Чуров (глава Центризбиркома. — «Газета.Ru») это собирался сделать, или чтобы Госдума трижды не утвердила предлагаемую президентом кандидатуру премьер-министра. Вы можете себе представить, что в этой Думе любое предложение президента Путина не встретит поддержки большинства? Я лично нет».
Несколько серьезных собеседников, близких к Кремлю и обычно готовых комментировать даже самые неприятные для власти темы, отказались комментировать вопрос о роспуске Госдумы, называя его «бредом» и «слухами», не имеющими никакого отношения к реальности.
Корреспонденту «Газеты.Ru» и всем гражданам, задающимся таким вопросом, собеседники издания раздраженно посоветовали почитать Конституцию, чтобы найти «хоть какой-то реальный сценарий», а также вспомнить о том, что Госдуму выбирают не только журналисты и активисты, но и миллионы обычных людей.
Источник, близкий к администрации президента, напомнил «Газете.Ru», что, по последним данным социологов ФОМ и ВЦИОМ, рейтинг поддержки Думы составляет около 40%, и это наивысший процент за последние несколько лет (по данным январского опроса Левада-центра, не одобряют работу депутатов нижней палаты 63%).
«Сейчас нет никаких оснований для роспуска Госдумы. Зачем на ровном месте создавать политический кризис?
К тому же рейтинги показывают, что доверие к Госдуме после последних антикоррупционных инициатив растет», — сказал «Газете.Ru» глава Фонда развития гражданского общества, экс-глава управления внутренней политики администрации президента Константин Костин.
Часть собеседников «Газеты.Ru» вспомнили, что осторожные разговоры о роспуске Госдумы начали появляться еще год назад. Однако тогда была принципиально иная политическая ситуация: в распоряжении оппозиции была улица, а власть, впервые столкнувшаяся с протестным движением, боялась дальнейшей дестабилизации обстановки. В тех условиях разгон парламента мог бы стать разумным компромиссом, но теперь больше нет необходимости в рассуждениях вроде «сдать Думу, чтобы сохранить власть».
Проще держать парламент и культивировать в нижней палате все новые и новые скандалы, отвлекая внимание граждан от других проблем, рассуждает один из источников издания в нижней палате. «Никакой повестки нет — давайте мочить парламент просто.
А чем вообще правительство занимается — это знает кто-нибудь? Или администрация президента? Зато все смакуют, что происходит в Думе. Гудков в США, Яровая — для обывателя это все равно. Все гады», — говорит он.
Один из источников издания, близкий к администрации, напоминает, что распускать Думу значит, прежде всего, ставить вопрос о новых выборах. «А это электоральное напряжение, ситуация 11-го года возникнет снова. Опять «жулики и воры», опять эта тема. Сейчас уличной активности нет, напряженности нет», — рассуждает собеседник издания, по словам которого, «смысла в этом нет ни политического, ни политтехнологического, ни социально-экономического».
Высокопоставленный источник издания в одной из оппозиционных фракций говорит, что не считает невероятным сценарий с досрочным роспуском Думы, однако произойти это, по его словам, может лишь в крайних случаях: «Лично у меня нет уверенности, что этот парламент досидит до конца созыва, но этот сценарий возможен, только если в стране будут происходить такие катаклизмы, что досрочные выборы смогут стабилизировать ситуацию».
«В ситуации же, по состоянию на сегодня, роспуск Госдумы — это как раз утрата стабильности, что не нужно власти, не говоря уже о том, что я не представляю себе, как обеспечить сейчас для этого процедурные условия», — говорит высокопоставленный представитель думской оппозиции.
Предпосылками для такого мощного политического шага, как разгон Думы, должны служить политический кризис в стране или кризис власти, соглашается политолог, член высшего совета «Единой России» Дмитрий Орлов. «Ни того ни другого в стране сейчас нет, — считает он. — Роспуск парламента для президента — серьезный политический и имиджевый ход, растрачивать его на пустом месте в стабильной политической ситуации, с моей точки зрения, нерационально».