Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон попытается убедить своих европейских партнеров снять эмбарго на экспорт вооружения сирийской оппозиции, которое было продлено на очередные два месяца с 1 марта. В противном случае Лондон будет действовать по своему усмотрению, уточнил он.
«Я надеюсь, что мы сможем переубедить наших европейских партнеров. Иначе не исключено, что нам придется поступить по-своему», — отметил Кэмерон, подчеркнув, что «Великобритания еще свободная страна»..
Срок ограничения на поставки оружия в Сирию истекает через два месяца, и Евросоюз планировал продлить этот запрет. Большинство европейских стран стоят на стороне эмбарго, в то время как Британия и Франция придерживаются противоположного мнения. С просьбой к ЕС разрешить поставки оружия обращался и командующий подразделениями сирийских повстанцев генерал Селим Идрис. «Мы не приветствуем поставки оружия туда, где его и так много, однако такая позиция не подходит для той ситуации, которая сложилась в Сирии. Оппозицию, которая не получает оружие, обстреливают те, кто его получает. В таких условиях сложно продолжать придерживаться нашей нынешней позиции», — высказался в поддержку Кэмерона министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус, передает The Associated Press.
Британия уже обещала вооруженной сирийской оппозиции помощь. Еще на прошлой неделе министр иностранных дел Уильям Хейг сделал заявление, что Британия вышлет в Сирию бронированные транспортные средства и бронежилеты сирийским повстанцам. Кроме того, Хейг предложил повстанцам тонны оборудования, включая коммуникационное, спасательное и медицинское. Первоначально европейское эмбарго накладывалось и на поставку нелетального оружия, однако под давлением Лондона и Парижа страны ЕС сделали послабления.
Кэмерон пояснил, что Лондон может в одиночку решиться на поставки оружия сирийским повстанцам в том случае, если придет к выводу, что необходимо действовать, «чтобы поддержать перемены в Сирии и положить конец отвратительной кровавой резне». За время боевых действий Великобритания направила более €150 млн на содержание лагерей сирийских беженцев в пограничных районах Турции и Ливана.
В ООН обошлись без эмоциональных реакций на заявление Кэмерона. Однако представитель генерального секретаря всемирной организации Мартин Несирке отметил: «Позиция генерального секретаря на этот счет хорошо известна: любые попытки дальнейшей милитаризации конфликта не принесут пользы усилиям по поиску выхода из кризиса». А глава министерства иностранных дел Чехии Карел Шварценберг заявил, что ввод иностранных войск в Сирию ничего не решит, необходимо усилить нажим на обе стороны конфликта, чтобы усадить их за стол переговоров. В свою очередь, министр иностранных дел, внешней торговли и европейских дел Бельгии Дидье Рейндерс подчеркнул: «Силы режима и исламистов отлично вооружены, и только у умеренной оппозиции не хватает оружия». Евросоюз только в минувшем месяце единогласно поддержал продление оружейного эмбарго в отношении Сирии.
Несмотря на относительные успехи в борьбе с правительственными силами, вооруженная сирийская оппозиция никак не может добиться внутренней консолидации.
В то же время сегодня стало известно, что лидер Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил (НКСРОС) Моаз аль-Хатиб может уйти в отставку из-за разногласий с окружением.
Об этом в среду сообщил арабский телеканал Al Arabiya со ссылкой на свои источники в оппозиционном движении, не приводя никаких подробностей. Телеканал передает, что один из лидеров НКСРОС Мустафа ас-Сабах направил письмо Хатибу с призывом сформировать временное правительство.
В начале недели в Москве прошла встреча руководства Национальных координационных комитетов Сирии с главой МИДа Сергеем Лавровым. «Ситуация в Сирии лучше не становится, хотя возросло понимание со всех сторон необходимости прекращать насилие как можно скорее и начинать диалог. Но немало и тех, кто этому пытается препятствовать, в том числе среди внешних спонсоров так называемой непримиримой оппозиции», — заявил тогда Лавров. В среду ему предстоит высказать то же самое самим «спонсорам»: вместе с главой Минобороны Сергеем Шойгу он встречается в Лондоне со своими британскими коллегами Ульямом Хейгом и Филипом Хэммондом. В то же время в предваряющем переговоры интервью «Би-би-си» Лавров заметил, что многие расхождения во внешней политике стран носят «тактический» характер. «Мы оба хотим, чтобы Сирия была единой и демократичной, — заявил тогда Лавров. — Мы оба хотим, чтобы сирийский народ свободно выбрал путь, по которому должна развиваться их страна, с учетом прав всех этнических и религиозных групп».