Новая версия закона о выборах губернаторов, позволяющая на усмотрение заксобраний региона отказаться от прямых выборов, изменит и порядок выборности сенаторов. Это стало известно из новой версии поправок к закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Их рекомендовал Госдуме к принятию во втором чтении комитет по конституционному законодательству и госстроительству под руководством единоросса Владимира Плигина.
Законопроект, пересматривающий безоговорочное возвращение выборности губернаторов, был принят в первом чтении Госдумой в феврале этого года. Согласно ему, в случае если депутаты регионального парламента решат отказаться от использования прямого волеизъявления народа, «выборы» губернатора будут проходить следующим образом: каждая фракция, представленная в заксобрании, должна будет представить не менее трех кандидатур людей, которых они хотели бы видеть в губернаторском кресле. Право отбора между ними предоставляется президенту России: он выберет три кандидатуры из всех представленных фракциями и внесет их обратно в региональный парламент, где и будут происходить «выборы».
В первоначальной версии законопроекта не было прописано, как в случае отказа от прямых выборов будут выбирать сенаторов. Согласно последней версии закона о формировании Совета федерации, их планировалось выбирать одновременно с губернаторами: каждый кандидат будет представлять избирателям три кандидатуры, одна из которых будет в случае его избрания наделена сенаторскими полномочиями. Из закона предполагалось при этом исключить норму, которая требует, чтобы сенатор непременно был депутатом Госдумы, регионального или муниципального собрания субъекта федерации, который он собирается представлять на выборах. Из-за наличия этой нормы нынешнему спикеру Совфеда Валентине Матвиенко, например, в 2011 году потребовалось со скандалом избираться депутатом петербургского муниципального собрания Красненькой Речки. Шедший на выборах вместе с губернатором будущий сенатор, по мысли авторов законопроекта, уже получал достаточную легитимацию от избирателей своего региона.
Теперь вариантов назначения сенаторов от исполнительной власти региона тоже будет два, как и выборов губернаторов.
В случае если губернатор все-таки напрямую избирается населением, он, как и планировалось изначально, идет на выборы, имея в запасе три кандидатуры возможного сенатора. Если же регион решает отказаться от прямых выборов губернаторов, то каждый из фракционных кандидатов, кого представляют президенту, также предлагает трех кандидатов в сенаторы, однако для них норма об обязательном депутатстве — хоть в Госдуме, хоть в сельсовете — возвращается.
«А почему действующий сенатор не может переизбраться в этом случае, а только если выборы прямые?» — волновался присутствовавший на заседании комитета курганский сенатор Олег Пантелеев. «По той концепции, которую мы заняли в ходе обсуждения, мы считаем, что должны проходить люди, которые прошли выборные процедуры», — ответил ему на это Плигин.
В «Единой России» нововведениями довольны. «Если регион отказывается от прямых выборов губернатора, то сенатор, который будет работать при таком главе региона, точно должен иметь опыт прохождения через горнило выборов», — прокомментировал «Газете.Ru» член Совфеда от Челябинской области Руслан Гаттаров, считающий это «честным и разумным подходом».
Профильный комитет заодно рекомендовал к принятию поправки, которые, по его мнению, должны демократизовать процесс выдвижения партийных кандидатур в губернаторы для рассмотрения их президентом. Каждая из заседающих в заксобрании региона партий, предполагается, будет обязательно консультироваться с непарламентскими партиями до выдвижения своих кандидатов. Но учитывать или не учитывать чужих назначенцев они смогут по собственному желанию.
Оппозиция пыталась предложить комитету поправки, согласно которым список регионов, которые могут отказаться от прямых выборов губернаторов, будет ограничен.
В частности, основатель «Справедливой России» Сергей Миронов предлагал наделить правом отказа от прямых выборов только те регионы, где минимум две национальности составляют более 17% от общего населения, но комитет ее отклонил.
«Мы, члены комитета, при работе над законопроектом исходили из того, что мы не будем вводить какого-либо рода критерии. В данной ситуации мы полагаем, что случаи изменения прядка формирования будут носить единичный характер и они будут приниматься каждым субъектом Российской Федерации отдельно», — пояснил журналистам Плигин.
Член его комитета «эсер» Дмитрий Гудков по итогам обсуждения поправок в единичность отказов от прямых губернаторских выборов не верит. «Фактически принятием всех этих поправок они (единороссы) подтвердили, что они портив выборов губернаторов в целом», — заявил «Газете.Ru» Гудков, высказавший уверенность, что рано или поздно губернаторские выборы вновь будут отменены во всей стране.