Исполняющим обязанности главы Венесуэлы до ближайших выборов назначен вице-президент страны Николас Мадуро, объявил во вторник вечером министр иностранных дел страны Элиас Хауа. Еще за три месяца до своей смерти, в декабре 2012 года, Чавес назвал Мадуро своим преемником, автоматически сделав бывшего водителя автобуса и профсоюзного вожака, доросшего до министерских постов, одним из самых вероятных претендентов на пост главы государства. Назначение Мадуро исполняющим обязанности президента страны не обошлось без юридических казусов: преемником его назначил лидер, не успевший официально вступить в свою должность: переизбранный в октябре прошлого года, Чавес так и не принес президентскую присягу, поскольку проходил курс лечения на Кубе.
Формально в соответствии со ст. 233 конституции обязанности главы государства в случае непринесения президентом присяги должен исполнять председатель национальной ассамблеи Диосдадо Кабельо, объясняет газета El Nacional. Казус была вынуждена прояснить конституционная палата Верховного суда Венесуэлы. «В случае с президентом Уго Рафаэлем Чавесом Фриасом нет необходимости в новой присяге, поскольку речь идет о переизбравшемся президенте и в действительности не существовало перерывов в исполнении обязанностей», — говорилось в решении палаты. После этого пояснения формальные обязанности были возложены на Мадуро.
В СМИ неоднократно сообщалось, что досрочные президентские выборы, согласно основному закону Венесуэлы, должны пройти в течение 30 дней. При этом, как пишет El Nacional, в конституции нет конкретных пояснений по поводу того, что речь идет именно о проведении выборов, а не об объявлении их даты. Тем не менее глава МИДа Хауа во вторник заявил, что выборы состоятся в ближайший месяц.
Таким образом, предвыборная кампания будет очень короткой, кандидаты разве что сумеют реализовать уже накопленный политический капитал, о высоких шансах получить сколько-нибудь внятный результат у политиков-новичков речь идти не может.
Хауа подтвердил, что вице-президент Николас Мадуро примет участие в ближайших выборах. «Он (Чавес) просил нас, чтобы мы в этом поддержали Николаса Мадуро, и мы собираемся это сделать», — сказал министр иностранных дел в интервью каналу Telesur, добавив, что венесуэльскому правительству «необходимо продолжить углубление боливарианской революции». Хауа также обратился к оппозиции, попросив у нее уважения к памяти Чавеса: «Единственное, о чем мы их просим в эти моменты, это уважение. Чтобы они смирили свой гнев и уважали любовь большинства, которое всего несколько назад переизбрало Чавеса с 56% голосов».
Вице-президент Мадуро — основной претендент на победу сегодня, полагает главный редактор журнала «Латинская Америка» Владимир Травкин. «Николас Мадуро — это опытный политик. У него достаточно серьезная траектория. Он начал с шофера автобуса, прошел через тернии профсоюзной борьбы, был парламентарием, был министром иностранных дел. Он был избран вместе с Чавесом на президентских выборах на пост вице-президента», — говорит эксперт. При этом эксперт отмечает, что Мадуро — «безусловно, не такая яркая фигура, как сам Чавес». Он опирается на парламентское большинство и на Верховный суд, но при этом остается человеком сформированной Чавесом команды, не будучи ее лидером.
При этом нельзя отрицать и другие возможные сценарии развития событий, считает эксперт. «Вокруг Чавеса есть несколько достаточно важных фигур. Сейчас вообще идет интересный процесс в Венесуэле, распределяются роли. Нельзя не отметить (спикера национальной ассамблеи Диосдадо) Кабельо. Его могут поддержать многие, большинство военных. В преддверии выборов нужно иметь в виду всех, хотя пока лидирует Мадуро», — говорит Травкин.
«Мадуро остается главной фигурой. Вряд ли кто-то соберется сегодня из окружения Чавеса нарушать его волю. Вопрос в другом — насколько Мадуро избираем. Он не лидер, он не вождь. У него нет харазматичности, что у Чавеса. Он, к примеру, не может говорить пять часов подряд. У него никогда не было заряженности на ту идею, на которую был нацелен Чавес. Для Чавеса идея всегда все-таки стояла на первом месте. Окружение Чавеса работало все-таки на него, а не на идею. Хотя у Мадуро светлая биография, он человек из простой семьи», — рассуждает, в свою очередь, вице-президент делового совета Россия — Венесуэла Владимир Семаго.
Венесуэльский политический аналитик Карлос Рауль Эрнандес считает исход будущих выборов непредсказуемым. По мнению эксперта, то, что Чавес успел назначить Мадуро своим преемником, еще не гарантирует ему победу в президентской гонке. Процесс передачи власти происходил в условиях ограниченного времени, и общество не успели толком подготовить к появлению новой политической фигуры, которая должна бы объединить венесуэльцев. После того как Чавес отбыл на Кубу для лечения, роль Мадуро как исполняющего обязанности президента фактически сводилась к поддержанию имиджа выстроенной Чавесом вертикали власти. При этом все внимание в стране и мире было приковано к процессу восстановления Чавеса после операции и курсов химиотерапии. Чиновники венесуэльского правительства регулярно отчитывались по телевидению о ходе лечения президента.
Эксперты призывают не забывать и об оппозиции, ведь только на октябрьских президентских выборах либерал Энрике Каприлес-Радонски отстал от Чавеса всего на 11%, и эта разница — не будь фальсификаций и тотального государственного контроля над СМИ, уверена оппозиция — была бы еще меньше. «Это говорит о том, что они могут проявить себя и на этот раз. Но оппозиция в Венесуэле сегодня все-таки очень разношерстная, она не такая уж единая», — рассуждает Травкин.
У вице-президента также до сих пор не было случая показать собственную политическую волю.
Главная проблема Мадуро, считает Эрнандес, состоит в том, что у него по сравнению с Чавесом вообще нет никакой политической харизмы.
Поэтому у Каприлеса-Радонски шансы на победу весьма высоки. «У Каприлеса есть опыт предыдущей предвыборной кампании, кроме того, у него установлен контакт с аудиторией», — объяснил Эрнандес в интервью газете El Universal. Семаго подтверждает: оппозиционный кандидат не вызывает у чавистов непримиримого антагонизма. «Они к нему относятся довольно нормально, он такой спокойный центрист. Он был не согласен с какими-то отдельными методами политики Чавеса — жесткой национализацией, побудительными мерами дотирования в экономике, но он не дружит с правой оппозицией. Он не стал опротестовывать результаты выборов, понимая, что он борется со смертельно больным человеком. И это тоже в обществе оценили. Оппозиция сама по себе при Чавесе была, конечно, не очень мощная. Но сейчас у них шансы все-таки очень неплохие», — заявил «Газете.Ru» бывший депутат Государственной думы.
Что касается общей обстановки в Венесуэле, то ситуация достаточно быстро стабилизируется и никакой массовой паники из-за смерти лидера, осуществлявшего личный контроль за управлением, в стране не будет, добавляет эксперт. Общество должны успокоить заявления министра обороны, адмирала Диего Молеро. В эфире государственного телевидения и радио он попросил граждан Венесуэлы сохранять спокойствие и уважать конституцию. Молеро добавил, что порядок в стране будут обеспечивать вооруженные силы. Таким образом министр обороны сделал «очень конкретное заявление, которое успокоит обстановку в стране», считает политолог.
Смерть Чавеса серьезно дезориентировала венесуэльское общество: согласно опросам, на возвращение команданте к власти рассчитывал 51% граждан.
«Это последствие недостатка ясности. Если бы была прозрачность, венесуэльское население было бы подготовлено к тому, чтобы принять мысль о приближающейся смерти президента», — добавляет Эрнандес.