Онлайн-репортаж из суда по «болотному делу»
«Газета.Ru» ведет онлайн-репортаж из зала суда, где слушается вопрос о продлении ареста фигуранту «болотного дела» Денису Луцкевичу
Денис Луцкевич во время задержания на Болотной площади
Зураб Джавахадзе/ИТАР-ТАСССудья закрыла заседание, группа поддержки несколько раз выкрикнула «Позор», секретарь суда ухмыльнулся.
Суд решил поддержать следствие и продлил арест Луцкевича на три месяца и три дня, до 9 июня 2013 года.
Судья Мушникова взяла полчаса на вынесение решения и удалилась из зала суда. На Луцкевича приставы снова надели наручники. Его выводят из клетки из зала под аплодисменты.
Адвокат огласил размер залога — 4 млн 630 тысяч, это стоимость квартиры, которая принадлежит матери Луцкевича. Прокурор и следователь ожидаемо высказываются против залога. Луцкевич говорит о том, что в СИЗО ему регулярно отказывают в медпомощи.
Динзе обращает внимание суда, что у Луцкевича плохое здоровье, есть хронические заболевания. В СИЗО Луцкевич неоднократно писал жалобы на здоровье, но они оставались без удовлетворения. На слушаниях в ноябре Динзе предоставил суду консультативное заключение специалиста — врача, судебно-медицинского эксперта — о состоянии здоровья Луцкевича. «В настоящее время для снижения риска осложнений Луцкевич нуждается в создании лечебно-охранительного режима, подборе индивидуального питьевого и пищевого режима», — говорилось в заключении специалиста. Динзе также отмечает, что Луцкевич не склонен к девиантному поведению и преступной деятельности.
Слово взял Денис Луцкевич. «Неправда все, что мне вменяют, я прошу отпустить меня под подписку или под залог , — говорит Луцкевич. — Отношения с отцом (отец находится за рубежом. — «Газета.Ru») поддерживаю, но лишь номинально. Больше мне сказать нечего». Студент и морпех, он поздравил девушек с 8 Марта. Адвокаты Динзе и Луцкевич не в первый раз просят суд отпустить его под залог квартиры.
Адвокат Динзе продолжает задавать вопросы следователю Быкову: «Каким образом Луцкевич может оказывать давление на следствие?» Быков: «Я не хочу давать ему подсказки». Похожий диалог у Динзе с Быковым состоялся на прошлом слушании по продлению ареста Луцкевичу.
Адвокат Динзе спрашивает следователя Быкова: чем следствие подтверждает свое заявление о том, что у Луцкевича якобы достаточно средств, чтобы скрыться? И сам отвечает: «Ничем».
Фотографию конвоируемого в зал суда Луцкевича публикует в твиттере фотограф «Новой газеты» Евгений Фельдман
Судья весьма монотонно перечисляет документы, которые ей предстоит изучить, принимая решение о продлении (или непродлении) ареста. Луцкевичу, вся эта процедура крайне утомительна, передает корреспондент «Газеты.Ru». Иногда Луцкевич переглядывается с матерью, но по большей части со скукой смотрит на судью.
Ну и, конечно, на свободе Луцкевич может скрыться и снова вернуться к «преступной деятельности», заключает следователь Быков.
Представляя позицию Следственного комитета, следователь Быков мотивирует необходимость продления ареста Луцкевичу тем, что так будет удобнее проводить следственные действия и закончить все необходимые приготовления к суду.
Следователь Быков в очередной раз зачитывает суть предъявленных обвинений: Луцкевич сорвал с бойца Троерина шлем, а до этого не менее трех раз кидал в полицейских камни. Камни в материалах дела появились только в ноябре, в окончательном обвинении. В материале ноябрьского номера журнала Esquire «Каска со счастливым концом», который был согласован с пресс-службой ГУ МВД по Москве, Троерин однозначно заявил, что не помнит нападавших. «И здесь — резко, неожиданно — меня затаскивают в толпу, снимают «джетту» (защитная каска. — «Газета.Ru»). Кто снимал — не помню: толпа... Я так сейчас вспоминаю, что вроде один человек с меня шлем сорвал — кажется, выше меня ростом», — заявил тогда Троерин.
О том, какие травмы получил Луцкевич 6 мая, напоминает другая фигурантка «болотного дела» Мария Баронова, она остается под подпиской о невыезде.
Судья Мушникова полностью поддержала следователя в вопросах о ходатайствах защиты. К делу приложены только те документы, против которых не возражал Быков. В дело не попадут «документ на 2 листах», а также справки об ушибах, полученных по итогам 6 мая, и заключение из Института им. Склифосовского - они не имеют отношения к предмету рассмотрения, решил суд.
Оппозиционер Роман Доброхотов пишет в своем твиттере: «Денис Луцкевич — мой коллега по факультету культорологии ГАУГН, очень приличный, скромный, благородный человек. И, конечно, он не бил полицейских».
На прошлых слушаниях по продлению ареста Луцкевичу Динзе также предоставлял более 10 положительных характеристик своего подзащитного — из гимназий, ЖЭКов по бывшему и нынешнему местам проживания, из войсковой части, где он служил. К делу он предлагал приложить и заявление Союза военных моряков, поддержавших обвиняемого, а также комплиментарное письмо от двух участковых. Но и тогда судья Артур Карпов все равно продлил арест до 6 марта.
Судья соглашается со следователем: в итоге ходатайство Динзе удовлетворено лишь частично. К материалам дела приложены характеристики с места учебы и жительства, грамоты, заключение о психическом здоровье арестанта.
Следователь перечисляет список документов, против приобщения которых он возражает, например, письменном свидетельстве о желании матери Луцкевича заложить квартиру, чтобы иметь возможность оплатить залог своего сына.
Уже минут пять судья в полной тишине изучает документы, на которые у Динзе хватило картриджа.
Коллеги поправляют, что копия перевода у Динзе есть, но она напечата на двух листах, а не на одном, как требуется по правилам. Судью Мушникову сильно расстроило предложение адвоката объявить перерыв в заседании, чтобы он мог пойти и отксерокопировать документ.
У Динзе не оказалось копии перевода одного из документов, у него «кончился картридж», выяснилось в ходе разбора его ходатайств. Судья отреагировала жестко: «На заседание надо приходить готовым».
Также Динзе просит приобщить заключение психологической экспертизы о том, что Луцкевич является положительной личностью, не склонной к преступной деятельности, а также заключение специалиста о телесных повреждениях, которые были причинены самому Луцкевичу 6 мая, копию медицинского заключения о нанесенных ему травмах. Адвокат в течение нескольких минут перечисляет документы, которые необходимо приобщить к делу, а под конец речи просит выпустить его подзащитного под залог. Мать фигуранта «болотного дела» Стелла готова заложить для этого недвижимость.
В зал вошла судья Мушникова, слушания начались. Слово сразу же взял адвокат Динзе, ходатайствовавший о приобщении к делу характеристик Дениса Луцкевича из школы, гимназии, от его соседей, по месту жительства, служебной из воинской части и грамоты.
Дениса Луцкевича завели в зал с 50-минутным опозданием. В зале присутствуют его родственники, его мать не может сдержать слез.
Заседание по обыкновению задерживается, но адвоката Луцкевича Дмитрия Динзе пустили в зал знакомиться с материалами дела. Сегодня в Басманном суде дежурная судья Наталья Мушникова, которая уже продлевала арест Луцкевичу в сентябре, выдавала ордер на заочный арест грузинского политика Гиви Таргамадзе, на деньги которого, как полагает следствие, российские оппозиционеры организовывали «беспорядки» на Болотной площади. На минувшей неделе она же арестовала очередного фигуранта «болотного дела» издателя Александра Марголина. В Координационном совете оппозиции Мушникову рассматривают как очевидного кандидата на попадание в список ангажированных судей: оппозиционеры намерены предоставить имена этих людей американской стороне для включения в «список Магнитского».
Корреспондент «Газеты.Ru» поинтересовался у ожидающего начала заседания следователя Александра Быкова, на какой мере пресечения будет настаивать обвинение на этот раз. Сюрприза не будет — следствие будет просить продления ареста до 9 июня.
На 15.00 в Басманном суде Москвы назначено заседание по вопросу о продлении меры пресечения для одного из первых фигурантов «болотного дела» студента Дениса Луцкевича. Он был задержан 9 июня прошлого года, и следствие сразу же потребовало для него в качестве меры пресечения ареста. Ранее суд уже дважды, в августе и ноябре, оставлял бывшего морского пехотинца под стражей.