— Болгарские СМИ пишут, что подобных массовых протестов не было в стране с 1997 года. Эти антиправительственные акции уже называют «болгарской весной». Действительно ли так много людей выходит на улицы в эти дни?
— На улицах действительно очень много людей, особенно в крупных городах. Люди протестуют повсюду. Особенно сильный протест в городе Варна. Здесь, как и во всей Болгарии, у людей практически нет никакой возможности вести бизнес, отдыхать. Весь бизнес регулируется кучкой людей, которые перекрыли простым гражданам все ходы и выходы. Основные причины этих гражданских волнений – долгосрочный экономический кризис и отчаяние людей из-за отсутствия перспектив в ближайшее время выйти из него.
— Официально главной причиной недовольства населения называют высокие тарифы на электроэнергию, хотя в тех же самых СМИ постоянно звучит словосочетание «энергетическая мафия». Чьи интересы столкнулись в этой ситуации?
— Люди действительно в этом месяце получили счета за электроэнергию, где плата за январь была в два-три раза выше, чем в предыдущие месяцы. Болгары были вынуждены отдать половину или даже большую часть своего ежемесячного дохода. В стране сейчас довольно много людей, которые страдают от кризиса (мирового финансового кризиса 2008 года – «Газета.Ru) уже года три-четыре. И у них нет никаких сбережений. Это невыносимая ситуация. Двойные счета стали последней каплей, непосредственным поводом выхода людей на улицы. Однако проблема несколько глубже.
В Болгарии главная беда – монополизация не только энергетического сегмента, но и других сфер. Болгарией правит кучка олигархов.
— 27 января в Болгарии состоялся референдум по продолжению строительства российским ЗАО «Атомстройэкспорт» новой АЭС «Белене» (проект был заморожен в прошлом году). 60% болгар проголосовали за ее появление — этот показатель назвали «личным поражением» премьер-министра Бойко Борисова. И в самом деле, его правительство приняло решение об отказе от этого проекта. Насколько «Белене» способна решить энергетические проблемы страны? Есть ли какие-то альтернативы?
— Я подробно изучаю не только местную прессу, но и российскую. И у меня сложилось впечатление, что информация о проекте АЭС «Белене» в российских СМИ освещается исключительно с одной позиции: Болгария, мол, не хочет энергетического проекта России.
Но в Болгарии нет недостатка в электроэнергии, есть даже переизбыток. Болгария производит ее на душу населения вдвое больше, чем Румыния или Турция.
Этот проект глубоко коррупционный. Болгарская энергетическая олигархия, неоднократно, кстати, замеченная в связях с Россией, потратила на «Белене» уже более миллиарда долларов, даже не добившись пока официального подписания контракта на строительство АЭС. Этот проект очень дорогой для Болгарии и болгарского общества. Дело не в том, кто будет платить – Россия, Болгария или какая-то третья сторона. Дело в том, что электроэнергия, которая будет производиться в рамках этого проекта, будет стоить 12–15 евроцентов, а это будет очень дорого для обычных граждан. Болгарии АЭС «Белене» не нужна, в ее появлении на территории страны заинтересована исключительно Россия.
— Болгария политически довольно стабильная страна. Как вы думаете, нынешний кризис надолго? И какую помощь в его урегулировании могут оказать ЕС, Россия?
— Этот кризис надолго. Его не разрешить через редукцию цен на электричество или через уступки разгневанным людям, которые сегодня выходят на улицы. Демонополизация экономики, введение конкурентоспособных рыночных цен – единственная возможность этот кризис преодолеть. Все это сейчас непосильно для общества и власти. Брюссель постоянно нажимает на Болгарию, чтобы власти приступили к новым институциональным реформам, чтобы мы создавали прозрачное и эффективное управление. Но это только пожелания. Европа не может пойти дальше пожеланий, так как диалог с местной олигархической властью невозможен.
--Как повлияет нынешний кризис на итоги весенних парламентских выборов? Каковы могут быть последствия для российско-болгарских отношений? Кстати, как вы их оцениваете сейчас?
— Болгария является одной из немногих стран центральной и восточной Европы, где никогда не было структурной русофобии. Но этого недостаточно для развития тесных внешнеполитических связей. Учитывая, что шансы на то, что парламент весной обновится, невелики, перемен в отношениях России и Болгарии тоже ждать не стоит. Россия говорит с Болгарией «имперским тоном» — это сложилось исторически. А на практике – монопольно высокие цены на газ, нефть, атомное горючее. Даже если предположить, что следующее правительство уступит Росатому с «Белене», это будет огромным грузом для болгарского общества. И это не приведет к улучшению отношений с Россией.
Болгарская политическая структура вообще очень внутренне противоречивая. А экономическая политика очень напоминает российскую – олигархическую. А она, в свою очередь, очень влияет на политическую.
Но, в отличие от российской вертикали власти, введенной Путиным, болгарская система более европейского плана. Но повторюсь: главная проблема происходящего в Болгарии – монополизация экономической жизни.
— Россияне являются одними из главных частных инвесторов в Болгарии. Доля покупаемой россиянами недвижимости каждый год растет. Упрощены процедуры получения ВНЖ и ПМЖ для русских инвесторов. Какое влияние политический и экономический кризис может оказать на русский бизнес, русских инвесторов, русских туристов?
— Болгарский внутренний кризис не скажется как-то серьезно на туристах и российских владельцах жилья.
Это возможно только в случае распада политической системы, начала какого-то общественного хаоса. Антирусских настроений в Болгарии нет – россиянам бояться нечего. Русских тут очень любят: они оставляют здесь свои деньги.