Член «Российского социалистического действия» антифашист Филипп Гальцов (его настоящая фамилия — Долбунов) объявил, что подал документы в киевское Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) о предоставлении ему статуса политического беженца на Украине. «Я уехал на Украину 20 января и в тот же день обратился в УВКБ», — рассказал он «Газете.Ru».
Причиной эмиграции является его страх быть арестованным по объединенным в январе в одно производство «делу Удальцова» и «болотному делу».
Следствие заинтересовалось Гальцовым после того, как тот по собственной воле дал показания при разработке одного из обвиняемых по «болотному делу» Степана Зимина (он содержится под стражей с 8 июня прошлого года). Активист стал первым свидетелем защиты по делу о «массовых беспорядках» 6 мая 2012 года, когда согласованная акция завершилась дракой протестующих с омоновцами. «Я надеюсь, что будет какая-то техническая возможность огласить мои показания в суде», — добавил активист.
10 июня в квартире в подмосковной Балашихе, где он живет, прошел обыск. Его самого дома не оказалось. В тот же день обыски прошли и у многих фигурантов «болотного дела». А 25 октября сотрудники центра по противодействию экстремизму МВД пришли в квартиру с обыском и силой доставили активиста на допрос в Следственный комитет. Допрос и обыск были инициированы следователем по «болотному делу» Тимофеем Грачевым. В решении суда о доставлении также указано, что следственные действия в отношении Гальцова должны были проводиться в рамках дела о «массовых беспорядках». Но во время допроса следователь Грачев интересовался только обстоятельствами дела о приготовлении к организации беспорядков на территории России, обвинения по которому предъявлены Сергею Удальцову, Леониду Развозжаеву и Константину Лебедеву.
Допрос в СК длился пять часов, все это время следователь Грачев угрожал «вывезти в лес и разобраться» и оскорблял, но психологическим давлением следователь не ограничился, он ударил меня кулаком в лицо, рассказал «Газете.Ru» Гальцов.
Его отпустили из Следственного комитета поздно вечером 25 октября. С тех пор домой к активисту регулярно стали приходить с обыском и поговорить сотрудники центра по борьбе с экстремизмом и ФСБ. «Они (сотрудники правоохранительных органов. --«Газета.Ru») приходили, чтобы еще раз поговорить, в ноябре и декабре. Приходили также с обыском. Они опрашивали родных — родителей и бабушку», — говорит Гальцов.
Как утверждает активист, следователи пытаются обвинить его даже не в участии в массовых беспорядках, а в их организации.
Он считает, что интерес следствия к нему основан на явке с повинной Леонида Развозжаева, от которой тот впоследствии отказался. В явке с повинной Развозжаева указано, что якобы именно возглавляемая Гальцовым колонна анархистов по его просьбе организовала прорыв оцепления на Болотной площади.
Однако в явке с повинной Леонида Развозжаева указаны и другие активисты оппозиционного движения. Так, в ноябре в рамках расследования «болотного дела» и «дела Удальцова» в Москве прошли обыски у политолога Бориса Кагарлицкого и юриста Анны Ривиной.
После очередного посещения силовиками его дома 2 января он принял решение уехать из страны.
12 февраля в УВКБ прошло плановое собеседование. По словам антифашиста, украинские власти (перед подачей документов в международные структуры по процедуре требуется оповестить национальные миграционные службы) настойчиво расспрашивали о знакомстве Гальцова с Удальцовым, Развозжаевым и Лебедевым и о произошедшем 6 мая на Болотной площади.
Активист сейчас находится в академическом отпуске. Он студент факультета культурологии Государственного академического университета гуманитарных наук.
За границей сейчас находятся еще несколько фигурантов «болотного дела», реальных и потенциальных. Анастасия Рыбаченко, активистка движения «Солидарность», уехала за границу сразу же после первых арестов и обысков у лидеров оппозиции в июне 2012 года. В начале сентября она перебралась в Эстонию, где поступила в Таллинский технологический университет. Тогда же она была объявлена в федеральный розыск по «болотному делу». В конце августа активист незарегистрированной партии «Другая Россия» Алексей Девяткин и его гражданская супруга, журналистка издания «Грани.ру» Дженни Курпен, обратились к властям Украины с просьбой предоставить им политическое убежище, поскольку они опасаются уголовного преследования в связи с делом о массовых беспорядках 6 мая в Москве. В октябре их примеру последовал еще один активист движения «Солидарность» Михаил Маглов. От преследования по «болотному делу» также бежал ЛГБТ-активист Алексей Кисилев, он находится в Испании.
В январе активист «Другой России» Александр Долматов покончил жизнь самоубийством в детенционном центре голландского Роттердама, так и не получив убежище в Нидерландах.