Думский комитет по конституционному законодательству и госстроительству обратится к премьер-министру Дмитрию Медведеву и председателю
Ряд инициатив как самого Центризбиркома, так и региональных избирательных комиссий предлагают облегчить голосование для тех, у кого нет прописки или кто прописан в другом месте: если у таких граждан имеется регистрация по месту временного пребывания, они смогут проголосовать на участке по личному письменному заявлению на включение в дополнительные списки избирателей.
Впрочем, тут возможны различные варианты. Член ЦИК Майя Гришина акцентирует внимание на необходимости окончательного решения «студенческого вопроса»: в законе необходимо четко прописать, голосуют ли студенты по месту расположения общежития или по месту своего проживания с правом голосования не только по партийным спискам, но и по одномандатным округам.
Избирательные комиссии Московской, Костромской, Архангельской и Тюменской областей предлагают внести в закон пункт о том, что «граждане, постоянно проживающие вне места регистрации и не имеющие возможности получить открепительные удостоверения, могут быть включены в списки избирателей по месту пребывания решением участковой избирательной комиссии». (Правда, на основании каких документов, не уточняется). Центризбирком в своем желании обеспечить избирательные права граждан идет еще дальше, предлагая включать по письменному заявлению в списки избирателей по месту пребывания тех, у кого вообще отсутствует регистрация по какому-либо месту жительства (то есть бомжей — граждан без определенного места жительства/регистрации).
Экс-сотрудник администрации президента, руководитель Института социально-экономических и политических исследований Дмитрий Бадовский отметил, что сама проблема голосования людей с регистрацией по месту временного пребывания существует, так как эта проблема характерна для любой страны с высокой мобильностью населения.
«Я сам живу не по месту прописки, и в некоторой степени эта мера является разумной. Другое дело, как это будет законодательно оформлено, чтобы исключить возможность повторного голосования.
В разных странах есть разные схемы, например, во Франции раз в год составляются списки избирателей и тем, кто в них не попал, проголосовать практически невозможно, — рассказал Бадовский. — Поэтому я думаю, что, с одной стороны, если избирателям создают дополнительные удобства, способствуют повышению явки на выборах — значит, изменение закона имеет смысл, но, с другой стороны, надо очень внимательно отнестись к оформлению этой инициативы и всесторонне обсудить ее, чтобы не создавать возможности для голосования по два-три раза».
Председатель думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин сказал «Газете.Ru», что в российское законодательство в последнее время шло по пути сокращения институтов применения открепительных удостоверений и досрочного голосования и расширение их действия или отступление от этих институтов потребует внимательного обсуждения. Плигин отметил, что, когда этот вопрос обсуждается с представителями политических партий, они выступают категорически против подобных инициатив.
Исполнительный директор ассоциации по контролю за выборами «Голос» Григорий Мельконьянц сказал «Газете.Ru», что действительно процедура включения в дополнительные списки избирателей нуждается в упорядочении. «Проблема в том, какие механизмы будут предложены в законодательстве.
В России развит «черный рынок» фальшивых регистраций, в то время как открепительное удостоверение хотя бы имеет номер и является потенциально более защищенным инструментом. Поэтому, если разрешить избирателям включение в список на основании справки о временной регистрации, есть опасность злоупотребления и коррупционности процесса», — говорит Мельконьянц.
К тому же хорошо известны случаи использования во время выборов так называемых каруселей, когда люди организованно ездят на автобусах по разным участкам и голосуют многократно.
Члены избирательных комиссий
Еще одну поправку в избирательное законодательство предлагает партия «Единая Россия» — разрешить состоять в избирательной комиссии родственникам или подчиненным кандидатов. Авторы идеи поясняют, что это актуально для небольших населенных пунктов, где опытным членам избиркомом приходится уходить из них, потому что избирается родственник, а новых найти почти негде.
Мельконьянц считает, что рассматривать это предложение немного поздно, потому что комиссии сроком на 5 лет формируются уже сейчас. «Понятно, что в небольших поселках такая проблема может возникнуть, тем более что избиркомы формируются теперь на 5 лет и вполне может возникнуть такая ситуация. Однако даже если в случае с малыми городами эту проблему стоит обсудить и, возможно, подумать о введении такой меры, то в систему, действующую по все стране, это точно превращать не надо», — говорит Бадовский.
Еще одно предложение за подписями членов ЦИК Леонида Ивлева, Николая Конкина, Майи Гришиной, Елены Дубровиной, сотрудника аппарата ЦИК Сергея Алешкина и экс-члена ЦИК Владимира Лысенко предполагает ввести запрет на вхождение в состав избирательной комиссии гражданам, не проживающим на этой территории или рядом с ней.
«Предложение направлено на противодействие применяемой некоторыми партиями технологии включения в состав комиссии лиц, проживающих в иных регионах и срывающих работу комиссии», — гласит предлагаемая поправка.
Плигин считает это предложение несвоевременным, так как современные транспортные средства позволяют гражданам активно перемещаться и ограничивать их права не стоит.
«Эта инициатива направлена против гражданской активности и является попыткой ограничения прав граждан и попыткой противодействия институту общественного наблюдения за выборами. Это перекликается с другой идеей власти — восстановить институт прописки», — отмечает Мельконьянц.
Наблюдатели вместо права совещательного голоса
Московская городская избирательная комиссия предлагает и вовсе отменить институт членов избиркомов с правом совещательного голоса,
так как их слишком много, деятельность их малоэффективна, зато они «регулярно злоупотребляют своими правами». Предложение Мосгоризбиркома поддерживают избиркомы Курганской и Новосибирской области.
Бадовский считает, что власти действительно пора задуматься о разграничении полномочий членов комиссий с совещательным голосом и наблюдателей. «В настоящее время с политической точки зрения, институт наблюдателей приобрел большее общественное значение, чем институт членов комиссий с правом совещательного голоса, потому что интерес общества к наблюдению за выборами растет. Раньше, когда наблюдение никому не было нужно, эту функцию фактически выполняли члены комиссий с правом совещательного голоса, теперь же наблюдателей больше, они заметнее. И, возможно, настало время, разграничить их функции и полномочия», — отмечает близкий к администрации политолог.
Мельконьянц считает это предложение одним из самых одиозных и потенциально опасных для контроля за выборами, так как у наблюдателя меньше прав, чем у члена избирательной комиссии, их можно удалить с участка и в итоге, если это предложение будет принято, это даст результат только в росте фальсификаций на выборах и падении доверия избирателя к ним.
Также Мосгоризбирком предлагает отменить открепительные удостоверения и заменить их на «карточку избирателя», которая даст ему право голосовать на любом участке на региональных и федеральных выборах, а также расширить возможность досрочного голосования, разрешив изъявлять свою волю до дня выборов лежачим больным. Что касается итогового протокола голосования, то Мосгоризбирком предлагает упростить его, оставив 4 строчки: количество пришедших на участки избирателей, количество действительных бюллетеней, количество недействительных бюллетеней и количество голосов, полученных каждой партией.
Бадовский отмечает, что инициатива по расширению возможностей досрочного голосования выглядит «странно», так как до этого власть шла по пути его сокращения и этот институт вызывает много вопросов. В США из-за того, что досрочно голосовали около 30% избирателей, к примеру, оказались сильно искажены экзит-полы, отмечает политолог.
Построить журналистов
В Мосгоризбиркоме «Газете.Ru» сказали, что готовы отвечать на запросы от СМИ только в письменном виде и только по факсу, так как иметь e-mail, отвечать на устные запросы и работать оперативно по закону они не обязаны.
Избирательная комиссия Московской области не отстает от Мосгоризбиркома и
предлагает лишить журналистов возможности свободно передвигаться по участку и разрешить им находиться на участке только с уведомлением председателя комиссии и только в месте, определенном председателем комиссии.
Уведомлять председателя комиссии, по версии избиркома Московской области, надо будет, если журналист или наблюдатель захочет вести фото- и видеосъемку.
Репрессивно настроен по отношению к журналистам и избирком Ленинградской области. Поправка от этой избирательной комиссии предлагает ввести ограничения на максимальное количество журналистов, которые присутствуют на избирательном участке, прописать в законодательстве правила удаления журналистов с участка, а также обязать представителей СМИ предъявлять представителям избиркома не только редакционное удостоверение, но и свидетельство о регистрации СМИ.
Мельконьянц отмечает, что однажды общество перейдет к электронным формам голосования, но сейчас это вряд ли возможно, потому что сперва надо разработать формулу контроля сохранения принципа «1 избиратель = 1 голос». Что касается идеи ограничить права журналистов, то это, по его словам, проявление агрессии избиркомов, которые выступают таким образом против идеи общественного контроля над выборами, отмечает представитель «Голоса».
Бадовский считает, что ограничение прав журналистов несвоевременно, эти проблемы должны решаться не на уровне законодательства, а на уровне политической культуры.
Бюллетеню место
Наконец, Центризбирком предлагает ввести административную ответственность за порчу и хищение любых избирательных документов.
Под это определение подпадает, к примеру, вынос бюллетеня с избирательного участка.
Также ЦИК предлагает ввести уголовную ответственность за подделку подписей муниципальных депутатов, собираемых на выборах губернаторов кандидатами в свою поддержку.
Мельконьянц считает, что ввести уголовную ответственность за фальсификацию подписей можно, но вопрос будет заключаться в правоприменении, так как, к примеру, большинство дел, связанных с фальсификациями на выборах в пользу власти, остаются нерасследованными.
Бадовский отметил, что беспокойство избиркома по поводу фальсификаций подписей муниципальных депутатов выглядит логично, однако скорее речь идет о том, что надо ввести четкий регламент оформления подписей и прописать, что является нарушением в оформлении, а что фальсификацией.