Коммунисты рекомендуют своему однопартийцу, депутату Государственной думы Константину Ширшову добровольно сложить с себя полномочия члена нижней палаты. Об этом в субботу сообщил первый зампред ЦК партии, первый вице-спикер Госдумы Иван Мельников. «В руководстве партии обсуждали эту ситуацию — считаем, что в сложившихся обстоятельствах, с учетом серьезности предъявленных материалов, Константину Ширшову необходимо подумать о том, чтобы по своей инициативе сложить полномочия депутата Госдумы», — передает слова Мельникова РИА «Новости».
Следствие обвиняет Ширшова в покушении на мошенничество при продаже места в федеральном списке кандидатов в депутаты. В Следственном комитете о причастности Ширшова к преступлению заявили еще 25 декабря прошлого года, а 23 января в Госдуму поступило представление генпрокурора Юрия Чайки о лишении законодателя депутатской неприкосновенности. Спустя два дня комитет Госдумы по регламенту с Чайкой порекомендовал согласиться.
Следствие уверено: депутат-коммунист вместе с помощниками двух законодателей-«эсеров» пытались продать места в федеральном списке «Единой России».
По версии СК, Ширшов был соучастником Владимира Мясина, помощника депутата-«эсера» Константина Бесчетова, и Леонида Карагода, помощника депутата-«эсера» Александра Буркова. Оба экс-помощника осуждены по делу о покушении на мошенничество в особо крупных размерах (ч. 3 ст. 30 УК и ч. 4 ст. 159 УК). Мясина приговорили к трем годам заключения, Карагода — к двум с половиной. На скамье подсудимых находится еще один предполагаемый соучастник — Вадим Гуржий. Ширшов вместе с Мясиным, Карагодом и Гуржием в 2011 году предложили некоему предпринимателю купить место в избирательном списке «Единой России» за €7,5 млн. 7 июля злоумышленники получили от него часть суммы — 66 млн рублей — за обещание включить его в федеральный список кандидатов в депутаты Госдумы шестого созыва от партии «Единая Россия». Передача денег состоялась в 17.00 в гостинице «Националь».
В КПРФ тогда не отрицали, что Ширшов действительно был на месте передачи денег, однако назвали инцидент провокацией. «Это была провокация: ему позвонили какие-то земляки из Краснодара и пригласили в «Националь» выпить. Он приехал, а там оказались сотрудники правоохранительных органов», — рассказал «Газете.Ru» руководитель юридической службы КПРФ Вадим Соловьев. Он также связал дело Ширшова с готовящимся в феврале всероссийским съездом, приуроченным к 20-летию КПРФ, на котором в очередной раз предполагается вынести на голосование кандидатуру Геннадия Зюганова как председателя партии.
Ширшов уже не раз заявлял, что мандат добровольно не отдаст: «Я мандат сдавать не буду. Если я это сделаю, значит признаю, что бандит. А я невиновен». Депутат также подчеркнул, что не сможет смотреть в глаза жене и детям, если не будет настаивать на своей правоте. Совет Думы определит дату рассмотрения вопроса нижней палатой парламента 11 февраля, на пленарное заседание он будет вынесен, вероятнее всего, 12 или 13 февраля.
В тот же день, что и к Ширшову, вопросы у СК возникли к «эсеру» Олегу Михееву. Депутата следователи считают причастным к неправомерному завладению 14 объектами недвижимости Волгоградского моторостроительного завода на сумму свыше 500 млн рублей и покушению на хищение 2,1 млрд рублей у Промсвязьбанка. Есть претензии к Михееву и по части воспрепятствования осуществлению правосудия. Его дело будет рассматриваться Думой в те же сроки.
Дума шестого созыва отличается беспрецедентным числом дел о лишении депутатов неприкосновенности или даже мандата.
В самом конце января СК потребовал лишить неприкосновенности единоросса Вадима Булавинова, которого следствие подозревает в злоупотреблениях на посту мэра Нижнего Новгорода, обошедшихся казне города в 600 млн рублей. Булавинов стал первым представителем партии власти в Думе, к которому у правоохранительных органов возникли претензии. До этого обвинения выдвигались лишь против оппозиционных депутатов. Госдума уже дала согласие на лишение неприкосновенности коммуниста Владимира Бессонова.
Двое депутатов утратили мандаты. «Эсер» Геннадий Гудков, правда, потерял кресло во внесудебном порядке: у следствия к нему вопросов не осталось, в отличие от коллег по парламенту, которые проголосовали за выдворение его оттуда, объявив, что он занимался не совместимой со статусом депутата предпринимательской деятельностью. Единоросс Алексей Кнышов, против которого думская комиссия по проверке доходов выдвинула аналогичные обвинения, сдал мандат по собственной воле.