Премьер-министр РФ определил приоритетные базы данных, которые должны раскрыть федеральные органы исполнительной власти. Дмитрий Медведев провел в среду совещание с чиновниками из профильных министерств и экспертами по вопросу «Открытые данные». Из министров в его резиденцию в Горках приехали Михаил Абызов, курирующий «открытое правительство», и глава Минкомсвязи Николай Никифоров.
На встрече был поднят вопрос о том, что востребованная в обществе криминальная статистика находится в закрытом доступе. «Нужно проводить мероприятия по рассекречиванию и снятию соответствующих грифов с данных, которые никакой угрозы безопасности не представляют», — распорядился в ответ Медведев.
По его словам, если не публиковать официально такие данные, то «все это превращается в ком вымыслов и результаты будут еще хуже, потому что реальная статистика зачастую лучше, чем представление о том, что у нас происходит даже в сфере борьбы с преступностью». При этом востребованность данных о криминальной статистике не показали результаты опроса компаний «Яндекс» и «Интерфакс», который проводила по заказу Минэкономразвития Высшая школа экономики: подобная информация не попала в список данных, которые, по мнению компаний, требуют раскрытия. О доступе ко всей статистике МВД говорили лишь организация «Информационная культура» Ивана Бегтина и Фонд развития электронной демократии.
Второй тип данных, необходимость открытия которых вызвала горячий отклик премьера, — это информация из сферы образования. «Я бы поддержал идею гораздо более открытого отношения к той информации, которая касается жизнедеятельности университетов, не важно, кстати говоря, какой это университет — входящий в первую пятерку российских университетов, крупнейшие государственные или частные университеты. Здесь должны быть заданы какие-то общие стандарты, по которым я могу, как потребитель образовательных услуг, судить о том, что в этом университете происходит», — заявил премьер-министр. На данный момент Минобрнауки предоставляет следующие данные не в машиночитаемом виде: каталог образовательных учреждений, база данных выпускников вузов, электронный каталог юридических документов СПбГУ, аккредитованные юридические вузы, персоналии и организации в области юридического образования.
Медведев поддержал кампанию по выявлению «липовых» диссертаций, которую он назвал «очищением». Премьер напомнил, что некоторое время назад он выступил с идеей поместить в открытый доступ не только все диссертации, но и создать программы, которые позволят «как минимум определить источники цитирования или отсутствие цитирования».
На совещании у премьера Минэкономразвития, Минкомсвязи и «открытое правительство» отчитывалось о реализации одного из положений указа президента Владимира Путина «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», подписанного 7 мая прошлого года. Речь идет о необходимости до 15 июля 2013 года обеспечить доступ в интернете к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов власти.
По итогам встречи премьер распорядился создать рабочую группу при правительственной комиссии по «открытому правительству», которая будет координировать работу по раскрытию госорганами информации. По словам Медведева, в эту группу должны войти как чиновники, так и эксперты. К настоящему времени четыре министерства открыли в пилотном режиме часть своих данных (около 50 наборов данных в целом) в машиночитаемом формате — об этом «Газета.Ru» писала ранее. К 15 июню должны быть раскрыты 500 наборов данных.
Медведев поинтересовался у участников совещания, каких решений они ждут от государства. Замглавы Минэкономразвития Олег Фомичев заявил о необходимости утвердить постановление правительства, которое установило бы обязательные требования для федеральных органов исполнительной власти по размещению информации в форме открытых данных. Для обеспечения нормативной базы для открытых данных Госдума 15 января в первом чтении приняла законопроект об открытых данных, который вносит изменения в закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Премьер признал наличие «сложностей» в процессе раскрытия госорганами своих данных.
«Есть инерция мышления, есть охранительные подходы, которые в принципе свойственны государственной службе, не только российской, но у нас такие охранительные традиции коренятся еще в традициях ХХ века. И в этом плане идея «как бы чего не вышло», даже если речь идет об абсолютно открытых данных, где-то в подсознании у чиновников имеется», — сказал он.
Премьер спросил эксперта «открытого правительства» Ивана Бегтина, сталкивался ли тот в работе с госорганами с такой реакцией: «нельзя открывать» или «зачем суетитесь». Эксперт это отрицал. Медведев не стеснялся в оценке особенностей работы чиновников: «Народ в структурах определенного рода весьма изворотливый, можно спрятать так, что никто не найдет». Досталось от премьера Минкомсвязи — за плохую мобильную связь в Москве. «Я приехал в Москву в 1999 году, как известно, из Петербурга и был удивлен: город, который самый большой в нашей стране, является столицей, имеет такое качество связи. Прошло 14 лет — в Москве до сих пор самая плохая связь», — сказал он, обращая на это внимание ведомства.