Инициатива Лиги безопасного интернета оформить не только черные списки рунета, запрещенные для доступа россиян, но и «белые списки», к которым бы провайдеры предлагали доступ без дополнительных процедур верификаци, не согласована с профильным Министерством связи и массовых коммуникаций, выяснила «Газета.Ru», более того, ведомство Николая Никифорова не поддерживает идею, хотя бы потому что она является излишней относительно действующего законодательства.
«Есть единственная законная процедура фильтрации вредного контента — за нее отвечает наш подведомственный орган Роскомнадзор. Если операторы введут ограничения, которые не предусмотрены законом, то они нарушат тем самым права абонентов. И я уже не говорю о том, что в нашей стране единое и неделимое информационное пространство, не могут на территории одного региона или области действовать какие-то свои правила доступа гражданина к информации», — заявил «Газете.Ru» глава Минкомсвязи Николай Никифоров.
Советник исполнительного директора Лиги безопасного интернета Валерий Пономарев рассказал «Газете.Ru», что его организация уже ведет переговоры с губернаторами Костромской, Липецкой, Ульяновской и Ленинградской областей, чтобы попробовать запустить в одном из их регионов проект «чистого» интернета. Если пользователь захочет оставить себе доступ ко всем ресурсам интернета, он должен будет указать это в контракте, который он будет заключать с провайдером, фактически на манер фильтрации контента, предлагаемой крупнейшими поисковиками, например Google. Эта инициатива получила одобрение экс-министра связи Игоря Щеголева, не вошедшего в состав медведевского кабинета министров и ныне занимающего пост советника президента Владимира Путина, говорит Пономарев.
«Лига безопасного интернета — это общественная организация, разве есть нам необходимость согласовывать свою деятельность с государством? Этот вопрос обсуждался на попечительском совете лиги, его возглавляет Щеголев, принципиальная поддержка получена», — говорит Пономарев.
Между тем председатель правления Регионального общественного центра интернет-технологий Марк Твердынин объяснил «Газете.Ru», что хотя идея обезопасить детей (именно о них говорят представители лиги) от вредного контента и неплоха, но вопрос ее реализации вызывает вопросы. Эксперт поясняет, что, к примеру, пользователь может отказаться при заключении контракта с домашним провайдером от «чистого интернета», однако он пользуется еще и, например, мобильным интернетом или публичным интернетом. «В Великобритании при пользовании публичными сетями предлагается авторизоваться при помощи кредитной карты, однако надо понимать, что это дает государству возможность отслеживать всю информацию о нахождении в сети и пользовании ресурсами такого пользователя. Главное, пока совершенно непонятен механизм реализации «чистого» интернета. Можно попробовать этот проект в пилотном регионе, но нельзя, чтобы он стал «яблоком раздора» между ведомствами или политической историей, как это легко может произойти», — говорит Твердынин.
При этом Пономарев в беседе с «Газетой.Ru» затруднился назвать точное количество человек, которое потребуется для оперативной работы с «белыми» сайтами, чтобы их список был максимально полным.