Новым главой правительства Дагестана стал успешный бизнесмен, даргинец по национальности Мухтар Меджидов, реализующий в Дагестане проект по созданию IT-парка «Русская радиоэлектроника». В повестку пленарной сессии дагестанского парламента вопрос об утверждении Меджидова вносился в срочном порядке. Впервые прибывший в Махачкалу в качестве врио главы республики Рамазан Абдулатипов накануне вечером уволил правительство в полном составе и предложил законодателям утвердить Меджидова председателем кабинета министров.
По этому случаю явка депутатов на заседание была небывалой – пришли 89 законодателей из 90.
Рамазан Абдулатипов лично представил парламентариям Меджидова. «Его кандидатура одобрена правительством страны, и я просил бы вас его поддержать», — заявил врио главы республики и дал слово своему протеже.
В своем выступлении Меджидов первым делом заговорил о «непростом времени» для республики, в Дагестане почти каждая речь политика начинается с угрозы террористической активности и коррупции. «Новое правительство просто обязано переломить ситуацию, как в экономике, так и в других сферах, — говорил Меджидов. — Мы просто не позволим никому плохо работать, вешать лапшу на уши и разводить по-дагестански. Кто не желает работать, тому придется уйти».
Меджидов поддержал инициативу Абдулатипова сменить «засидевшихся» министров на молодых политиков. Он обещал, что в правительстве Дагестана появятся москвичи и управленцы из других регионов.
Обосновывая необходимость кадровой чистки, кандидат в премьеры привлек к себе в помощь арифметику. Меджидов подсчитал общий возраст министров Дагестана – вышло 1192 года, что, по его подсчетам, на шесть лет больше, чем у российского правительства.
«Суммарно они сидят в правительстве 90 лет, по 18 лет на каждого, — продолжал складывать и делить Меджидов. — Мы явно запоздали, нужно серьезно обновить кадровый состав республики».
Он предложил последовать опыту Москвы и создать молодежное правительство, то есть приставить к каждому министру выпускников факультетов госуправления. «Нужно прекратить междусобойчики, трудоустройство по принципу — кто свой, кто чужой», — намекнул он собравшимся на «национальный принцип» распределения должностей в Дагестане.
Говоря об экономике, Меджидов предложил сосредоточиться на развитии топливно-энергетического комплекса и гидроэнергетике. В частности, он подчеркнул необходимость привлечения инвесторов в нефтегазовую промышленность республики и в туристический комплекс.
Далее бывший вице-премьер правительства продолжил оперировать цифрами, но на этот раз напомнил невеселую макроэкономическую статистику: бюджет Дагестана в 2013 году составил 71 млрд 37 млн. «То есть на каждого жителя республики приходится 23 680 рублей, тогда как на каждого жителя Чечни — 42 тыс. бюджетных средств». Республика остается дотационной.
Также Меджидов поддержал тезис Абдулатипова, высказанный им накануне, что «лучше иметь несколько тысяч средних и малых предприятий, чем двух-трех олигархов».
Законодатели, выслушав Меджидова, вынесли на голосование его кандидатуру. Тайного голосования, впрочем, не получилось. Депутаты бравировали поддержкой выбора Абдулатипова. Они демонстративно отказывались проходить в кабину для тайного голосования и, размахивая бюллетенями, несли их к ящику. «Если зайдешь в кабину, значит, голосуешь против», — отметил тихий голос в зале.
По итогам подсчета голосов, все 89 депутатов проголосовали «за». Никто не воздержался.
Новый президент Дагестана Рамазан Абдулатипов, пока обремененный приставкой «врио», заявил, что в ближайшее время проведет консультации с профильными комитетами парламента по вопросам дальнейшего формирования кабинета министров. Сразу после заседания парламента он вылетел в Москву.
Абдулатипов еще не успел сдать мандат депутата Госдумы, но к началу следующей недели врио въедет в свой новый кабинет в здании правительства Дагестана в Махачкале.
Тот факт, что аварец Абдулатипов выдвинул в премьеры даргинца, не случаен. В республике существует негласный принцип «национального квотирования» руководящих должностей. До этого баланс в руководстве между представителями разных дагестанских народов также сохранялся. Президентом Дагестана был даргинец Магомедсалам Магомедов, премьером – аварец Магомед Абдулаев.