Минэкономразвития к 1 февраля завершит первый этап по реализации одного из положений указа президента Владимира Путина «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», подписанного им в день инаугурации 7 мая прошлого года. Речь идет о необходимости до 15 июля 2013 года обеспечить доступ в интернете к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов власти. Соответствующий законопроект сейчас находится на рассмотрении в Госдуме.
Открытие госорганами своих данных должно привести, в частности, к созданию приложений и сервисов частными компаниями и разработчиками в интернете. «Открытые данные делаются для того, чтобы у граждан страны появились новые виды услуг, которые оказывали бы компании или отдельные физические лица на конкурентной основе, чтобы в сети было 20 разных приложений, с помощью которых можно, например, получить автомобильные права», — пояснил суть инициативы один из авторов соответствующего законопроекта Илья Пономарев.
Открытие информации о деятельности госорганов — одна из главных задач «открытого правительства» во главе с министром Михаилом Абызовым, созданного по инициативе бывшего президента и действующего премьера Дмитрия Медведева. С апреля 2012 года Россия начала процесс присоединения к международному партнерству «открытое правительство» (Open Government Partnership), что подразумевает ускорение работы по открытию данных российскими госорганами.
«Майский указ президента задал жесткий темп работы», — отметил директор по экспертно-аналитической работе НИУ ВШЭ Андрей Жулин, состоящий в рабочей группе «открытого правительства» по открытым данным. Он напомнил, что закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» действует уже более трех лет. Как пояснил эксперт, сейчас к работе подключены все ключевые игроки: «Минэкономразвития — как методолог, Минкомсвязи — техническая поддержка, «открытое правительство» — информационная поддержка».
В рамках выполнения указа к 1 февраля четыре федеральных ведомства уже раскрыли в машиночитаемом формате около 50 наборов информации.
Так, Минэкономразвития выложило на своем сайте «Рейтинги государственных сайтов», «Реестр предприятий, находящихся в собственности РФ, госкорпораций, хозобществ, акции (доли) которых находятся в собственности РФ», данные о продажах высвобождаемого военного имущества, о передаче религиозного имущества. Теперь россияне, например, смогут узнать, что в 2011 году ФСБ в Камчатском крае продавала вертолет Ми-8Т за 1 426 833 рубля. Минкомсвязи в рамках реализации концепции открытых данных опубликовало, в частности, «Реестр федеральных государственных информационных систем», Минобразования — данные об объеме средств федерального бюджета, выделенных на модернизацию региональных систем общего образования, Федеральная налоговая служба — «Отчет по форме 5-НДФЛ».
«Открывают, как правило, ненужные данные, не полностью, с ошибками», — признал Андрей Жулин, подводя итоги первого, пилотного этапа. По его словам, государство будет стандартизировать лишь форматы, в которых информация должна выкладываться, а перечни открываемых данных будут зависеть от специфики госоргана.
Эксперт открытого правительства, директор НП «Информационная культура» Иван Бегтин подчеркнул, что цель проекта — «не ловить чиновников за руку: «вы плохо работаете!», а привлекать общество к этому процессу (по раскрытию данных госорганами. — «Газета.Ru»), чтобы эти данные, в частности, исправлять». По его словам, в других странах данные начали публиковать сначала общественные организации, государство было лишь «догоняющим».
К лету должны быть раскрыты 500 наборов данных. Содержание этой информации будет зависеть от двух факторов — ее востребованности и юридических характеристик (ограничения по персональным данным, гостайнам).
Для определения приоритетного списка данных, раскрытие которых будет востребовано у общества и бизнеса, Минэкономразвития обратилось к ВШЭ, которая, в свою очередь, опросила такие компании, как «Яндекс», Mail.ru, Google, «Интерфакс».
«Наиболее приоритетными считают, согласно исследованию, данные по госзакупкам, по базам законопроектов, по точкам предоставления госуслуг и их характеристикам, статистика Росстата, данные из реестра юридических лиц», — рассказал Жулин. Вторым планом идут запросы на данные по экологии, образованию, здравоохранению.
«Президент просто еще раз дает пинок, чтобы продолжали эту работу (по открытию данных госорганами. — «Газета.Ru»)», — сказал «Газете.Ru» доцент кафедры теории и практики госуправления НИУ «Высшая школа экономики» Павел Кудюкин. Он напоминает, что работу по открытию данных на сайтах госорганов правительство начало еще в 2002 году, приняв соответствующее постановление.
Заместитель директора по взаимодействию с органами государственной власти «Google Россия» Ксения Карякина отметила, что в России для открытия данных одним из ключевых условий является внесение соответствующих изменений в законодательство. «Во многих странах это решается с помощью открытых лицензий», — рассказала она «Газете.Ru».
В настоящее время в Госдуме на рассмотрении находится законопроект о внесении изменений в закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в связи с размещением государственными органами информации о своей деятельности в сети интернет в форме открытых данных. На прошлой неделе он прошел первое чтение. Один из его авторов депутат Илья Пономарев рассчитывает, что в феврале закон будет принят. По его словам, документ обяжет ведомства раскрывать данные в машиночитаемом формате (то есть пригодном к автоматической обработке данной информации машиной или компьютером).
«Естественно, все ведомства сопротивляются этому, потому что понимают, что информация — это их главный капитал, контроль за информацией позволяет им делать себя нужными, важными и полезными, — пояснил «Газете.Ru» Пономарев. — Скорее всего, формально требования закона будут выполнены, но искать информацию будет сложно, все равно будет нужен чиновник, который может все это интерпретировать».