Текст поправок в закон «О некоммерческих организациях», подготовленный Министерством юстиции, опубликован во вторник на сайте ведомства. Проект предлагает распространить перечень причин для внеплановых проверок некоммерческих организаций, финансируемых из-за рубежа, — пресловутых «иностранных агентов» — на абсолютно все зарегистрированные организации гражданского общества.
В числе вступивших в силу в ноябре прошлого года поправок об «иностранных агентах» есть пункт 4.6 ст. 32 закона «О некоммерческих организациях». В этом пункте перечислены основания для внеплановых проверок НКО, получающих иностранную помощь. Именно этот пункт Минюст предлагает исключить, а его содержание включить в пункт 4.2, в котором идет речь обо всех НКО, осуществляющих свою деятельность на территории страны.
Таким образом, Минюст предлагает разрешить ему без предупреждения обращаться к НКО с требованием раскрыть внутреннюю информацию на основании поступивших от граждан, юридических лиц и госорганов жалоб, а также на основании публикаций в прессе сведений о подозрительной деятельности общественных организаций.
Кроме того, для внеплановой проверки может быть достаточной причиной неустранение НКО тех нарушений, которые были указаны в предварительном предупреждении Минюста, поступление в ведомство информации от госорганов и местного самоуправления о том, что некоммерческие организации нарушают законодательство об НКО, наконец, приказ главы уполномоченного органа о проверке, изданный по распоряжению президента, правительства или прокурора.
Пока что действующее законодательство предусматривает, что единственным основанием для внеплановой проверки НКО, не являющегося «иностранным агентом», служит представление избирательной комиссии, озаботившейся вопросами финансирования партий или отдельных кандидатов.
Обосновывая поправки, Минюст утверждает в пояснительной записке, что лишен возможности своевременно реагировать на жалобы в адрес НКО, что снижает эффективность надзора за их деятельностью. Предварительное уведомление НКО о проведении внеплановой проверки не допускается.
Именно на эти ограничения жаловался министр юстиции Александр Коновалов, когда разносил в Госдуме поправки об «иностранных агентах» 16 января. Он тогда заметил, что в нынешнем виде закон об «иностранных агентах» не предусматривает наличие у Минюста «репрессивных функций», «активных проверок» и «наездов». «Что до политической деятельности, думаю, будут споры и дискуссии вплоть до Конституционного суда. Сами выявлять факт наличия иностранной помощи мы не в состоянии, будем работать по данным от силовиков и органов финансового контроля», — заявил министр.
Юристы, ознакомившись с законопроектом Минюста, вспомнили слова Коновалова и сочли, что все успехи правозащитников в области законодательства об НКО, достигнутые в период президентства Дмитрия Медведева, сворачиваются.
«До сих пор считалось, что наличие в законодательстве единственного основания для внеплановых проверок НКО (жалоба избиркома), это большая победа общественного сектора. Теперь с внеплановыми проверками Минюст может прийти в любое НКО в связи с подозрениями любого гражданина в экстремистской деятельности, тогда как антиэкстремистское законодательство в нашей стране крайне широко трактуется», — заявила «Газете.Ru» директор Фонда «Общественный вердикт» Наталья Таубина. Директор российского филиала Международного центра некоммерческого права Дарья Милославская вспоминает: «Минюст уже много раз пытался расширить основания для внеочередных проверок, в качестве обоснования ведомство и раньше использовало утверждение, что плановые проверки неэффективны. В 2011 году, когда еще речь об «иностранных агентах» не шла, Госдумой были приняты поправки, почти идентичные тем, что предлагаются сейчас. Но через два месяца они были отменены».
В июле 2011 года Госдума приняла в трех чтениях поправки, согласно которым основанием для внеплановой проверки НКО служили все те же заявления граждан и данные СМИ об экстремистской деятельности организаций, а также требование прокурора. Однако уже через месяц депутаты внезапно передумали и отменили поправки, назвав их излишней формой контроля за НКО, которые и так сдают многостраничные ежеквартальные отчеты в Минюст.
Впервые перечень обоснований для внезапных вторжений в НКО контролирующих органов был расширен в 2006 году. Тогда после заявлений Владимира Путина о недопустимости «финансирования неправомерной политической деятельности» из-за рубежа при помощи НКО были ужесточены правила регистрации и деятельности общественных организаций. Позже, во время президентства Дмитрия Медведева, законодательство в области НКО было несколько облегчено.
Законопроект позволит Минюсту больше не погружаться в тонкости юридической трактовки понятия «политической деятельности», каковое попало в текст закона об «иностранных агентах», и позволит парализовать деятельность любого НКО, считают аналитики.
«На сегодняшний момент у Минюста связаны руки. Его сотрудники не могут прийти в организацию и начать проверять, занимается ли она политической деятельностью или нет, получает ли иностранное финансирование или нет. Такие проверки они могут осуществлять либо на плановой основе, либо по запросу избиркома. Внеплановые проверки пока возможны только в тех НКО, которые уже внесены в реестр как «иностранные агенты». Но, с другой стороны, закон требует от Минюста выявлять таких «агентов» и вносить в реестр. И они вот эту рамку меняют, чтобы обеспечить себе полномочия в любой момент приходить в любое НКО и проверять его на предмет соответствия закону об «иностранных агентах», — говорит Таубина.
Вступивший в силу в ноябре закон серьезно озадачил Минюст. За первые месяцы действия поправок в список «иностранных агентов» не попала ни одна российская организация. В переписке с правозащитной ассоциацией «Агора» ведомство сообщило, что сделать однозначный вывод о том, является ли организация «иностранным агентом», невозможно. Челябинской правозащитной организации «Щит и меч», просивший считать ее «иностранным агентом», было отказано.