Минобороны (МО) России намерено создать управление культуры, которое будет заниматься «культурно-досуговым обеспечением» военнослужащих, об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на свой источник в ведомстве. Он уверяет, что «все документы, связанные с образованием управления культуры в структуре военного ведомства, уже подготовлены».
«Эта новая структура будет иметь строгую вертикаль: от Министерства обороны до полка (корабля) включительно. Ей будут подчинены все дома офицеров, солдатские и матросские клубы, другие объекты культуры в масштабе вооруженных сил», — сообщил собеседник агентства.
Решение ревизует очередное направление, взятое при предыдущем военном министре Анатолии Сердюкове. Источник в МО жалуются на экс-министра за то, что при нем «в три раза было сокращено количество гарнизонных домов офицеров и в два раза — солдатских клубов в Российской армии». Кроме того, отметил собеседник агентства, в Российской армии было резко сокращено количество библиотек и войсковых музеев. «Если до 2009 года в армии и на флоте действовало более полутора тысяч библиотек, то за время проведения реформ «по-сердюковски» их осталось около пятисот», — сообщил собеседник агентства.
Сокращение персонала объектов культуры, произошедшее при Сердюкове, косвенно сказалось на семьях военнослужащих, особенно в отдаленных военных городках, объясняют собеседники «Газеты.Ru» в оборонном ведомстве.
«Когда прекращали финансирование библиотек, домов офицеров и музеев, под сокращение попал весь персонал. Несмотря на низкие зарплаты, в военных городках просто часто нет другой работы для жен военнослужащих», — говорит источник «Газеты.Ru».
Он связывает создание управления культуры именно с решением восстановить финансирование и создать новые рабочие места в военных городках для жен офицеров. Отсутствие рабочих мест для жен военнослужащих — обычная тема на форумах «военных жен», которые по возможности устраиваются работать в структурах МО, а не на «гражданке».
Несмотря на первоначальные обещания нового министра обороны Сергея Шойгу лишь скорректировать некоторые из реформ своего предшественника, за неполные два месяца были подвернуты ревизии многие начинания бывшего главы ведомства. Это касается и восстановления медицинских рот, и воссоздания системы военных вузов. Зашла речь и о частичном пересмотре системы аутсорсинга, хотя конверсия находящихся на балансе Минобороны гражданских объектов, в том числе в военных городках, занимала умы военных на протяжении последнего десятилетия. В среду стало известно об увеличении состава главных командований Сухопутными войсками, ВВС и ВМФ в два-три раза. Все эти изменения фактически направлены против идеи Сердюкова максимально оптимизировать военные расходы путем сокращения штатов.
Главный редактор журнала «Национальная оборона», военный эксперт Игорь Коротченко напоминает, что в армии всегда существовали органы, контролировавшие работу с личным составом. «Традиционно указанные функции всегда были в советское время на Главном политическом управлении, а в российское — на Главном управлении воспитательной работы, в составе которого имелись соответствующие структуры», — говорит эксперт. По его словам, сейчас важнее уделить внимание не столько объектам культуры, сколько интернету — именно он поглощает большую часть досуга военнослужащих.
«И проходящие срочную службу, и служащие по контракту, и офицеры — люди подготовленные. Они используют интернет, поэтому сейчас важнее было бы установить четкие правила поведения военнослужащих в социальных сетях. За пример можно взять опыт Пентагона, жестко регламентирующий правила поведения. В конце концов, социальные сети сейчас гораздо важнее, чем выступления ансамблей самодеятельности», — убежден Коротченко.
Что касается будущего управления, то надо понять его функциональную роль, отмечает эксперт. «Важно, останется ли он в подчинении Главному управлению воспитательной работы. Но вообще надо пересматривать штаты офицеров-воспитателей в сторону их увеличения. Солдатам важно донести государственную точку зрения на происходящее», — говорит эксперт.