Решение США фактически официально оканчивает «перезагрузку». Вашингтон в одностороннем порядке вышел из рабочей группы по вопросам гражданского общества двусторонней российско-американской президентской комиссии. О прекращении работы одного из самых разрекламированных форматов в рамках «перезагрузки» в отношениях между Москвой и Вашингтоном заявил в пятницу «Интерфаксу» американский сопредседатель группы Томас Мелиа, в администрации Барака Обамы занимающий должность заместителя помощника госсекретаря.
«Соединенные Штаты приняли решение выйти из рабочей группы (…) в свете недавних шагов правительства России по ограничению гражданского общества, — объявил Мелиа. — В связи с тем, что в прошлом году правительство Российской Федерации предприняло действия, направленные против гражданского общества, эта рабочая группа больше не является адекватным или эффективным форумом, который способствовал бы расширению и укреплению гражданского общества.
Вашингтон, в то же время заверил он, готов продолжить совместную работу в области прав человека с Москвой. «Но мы хотим, чтобы эта работа носила содержательный характер», — пояснил Мелиа, пообещав, что в ходе межправительственных контактов США «продолжат выражать обеспокоенность как публично, так и в частном порядке относительно новых законов, ограничивающих деятельность гражданского общества».
Дипломат заметил, что вопросы, связанные с детьми, борьбой с коррупцией, торговлей людьми и ситуацией с заключенными, могут решаться в других рабочих группах, а не в формате группы, ранее известной как «комиссия Макфола — Суркова».
Собеседник «Газеты.Ru» в госдепартаменте подтвердил, что выход США из рабочей группы является реакцией на последние действия России по отношению к Америке, прежде всего на принятие запрета на усыновление российских сирот американцами.
Уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов сказал «Газете.Ru», что никаких официальных уведомлений от американцев российская сторона не получала.
«Пока мы знаем об их решении на уровне заявлений. Когда мы получим официальные бумаги, тогда можно будет что-то комментировать». - заметил Долгов.
О том, что «сиротский закон» был воспринят в Вашингтоне как оскорбительный, американские официальные лица говорили едва ли не открыто, но об ответном демарше они не предупреждали.
«Нас встревожило развитие событий в последние месяцы», — признал в беседе с «Газетой.Ru» директор политического планирования госдепартамента США Джейк Салливан. «Трудно понять, я говорю это как от себя лично, так и от лица администрации США, почему преследуется политика, которая ставит детей в столь сложные обстоятельства», — прокомментировал он принятие Госдумой «сиротского закона».
Москва, в свою очередь, продолжает напоминать, насколько оскорбительным ей показалось принятие «акта Магнитского», который два года лежал в конгрессе без движения и лишь в последние полгода из мечты правозащитников стал реальностью при самоустранении администрации Обамы, ранее активно противодействовавшей прохождению законопроекта.
«К сожалению, течение наших двусторонних отношений после некоторых шагов со стороны Вашингтона — оно показывает своего рода отношение, которое, к сожалению, не может рассматриваться в Москве как настроения «перезагрузки», — вновь на днях заявил в интервью The National Interest пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Песков стал и единственным представителем российского руководства, который в пятницу содержательно прокомментировал новости из Вашингтона. «В любом случае, если какой-либо формат двусторонней деятельности отменяется без адекватной замены, это вызывает сожаление», — объявил он. МИД России, в свою очередь, сообщил, что официального уведомления о выходе из рабочей группы не получал. Это «Газете.Ru» подтвердил коллега Мелиа по рабочей группе, уполномоченный по правам человека МИД России Константин Долгов.
Пятничное решение госдепа, похоже, пока останется единственной реакцией Вашингтона на серию недружелюбных шагов со стороны Кремля.
По информации «Газеты.Ru», 21 группа в двусторонней президентской комиссии продолжит свою работу.
Как заявил Салливан, кризис вокруг «сиротского закона» «не значит, что больше нет фундаментальных областей для сотрудничества США и России». «Я считаю, что мы можем продолжить работу. Но мы должны признать факт, что недавние сложности создали больше пространства, больше различий (между странами) в то время, когда нашим странам стоило бы работать сообща в сфере наших общих интересов, касаются ли они продолжающегося конфликта в Афганистане или экономического взаимодействия после вступления России в ВТО», — говорит дипломат.
Однако, как утверждают источники «Газеты.Ru» в госдепе, у американской стороны есть понимание, что текущая повестка дня между Россией и США недостаточна для полноценного развития отношений, и именно поэтому потенциальный новый госсекретарь Джон Керри выступил с предложением искать точки, по которым интересы России и США еще соприкасаются. О том, что проходящий сейчас процедуру сенатского утверждения Керри предложил сконцентрироваться в отношениях с Россией на разрешении внешнеполитических кризисов вокруг Сирии, Ирана, Северной Кореи, а также поиске подходов к проблеме тактического ядерного оружия, «Газета.Ru» писала в пятницу утром.
Эксперты «Газеты.Ru» сходятся во мнении, что похолодание в отношениях России и Запада не приведет к разрушению всех существующих отношений и однажды вновь сменится курсом на союз и взаимодействие.
Профессор МГИМО, завкафедрой прикладного анализа международных проблем Татьяна Шаклеина прямо признает: «Перезагрузка» окончена».
«Кроме договора о сокращении наступательных вооружений и принятия России в ВТО, фактически ничего не было сделано. Сейчас же мы видим двойную политику: с одной стороны, на официальном уровне продолжается вполне мирный диалог, с другой стороны продолжается и взаимная критика, и разногласия. Наши отношения с США всегда носили такой характер, поэтому мне кажется, не стоит говорить о кризисе», — сказала «Газете.Ru» Шаклеина.
Западные, да и российские СМИ начали хоронить «перезагрузку» как минимум за год до памятного съезда «Единой России» в сентябре 2011 года, на котором Дмитрий Медведев отказался от президентских амбиций, но с возвращением в Кремль Путина это стало общим местом. Среди факторов не только возвращение в Кремль после четырехлетней передышки Путина, хотя в марте 2011 года активно ходили слухи, что вице-президент Джозеф Байден отправился тогда в Москву именно агитировать за переизбрание Медведева. В отношениях между США и Россией накопилось множество проблем — это и арест «оружейного барона» Виктора Бута, нашедшего защитника в лице российского МИДа, и репрессии в отношении представителей оппозиции в России, и преследование гостелеканалами приехавшего в Москву послом Майкла Макфола. Окончательный удар наконец был нанесен последовательным демаршем — «актом Магнитского» и «сиротским законом».
К тому же, как отмечает глава совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов в разговоре с «Газетой.Ru», новое похолодание в отношениях новой путинской администрации с Западом в каком-то смысле нагнеталось с российской стороны. «С моей точки зрения это происходит в рамках попытки консолидировать общество в России против внешней угрозы, которой впервые за последнюю тысячу лет у России нет. В отвратительных отношениях с США никто не заинтересован, и это только ослабит позиции России на мировой арене, а с Европой мы однажды вернемся к курсу на союз», — оптимистично заключает Караганов.