Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон подтвердил, что вопрос о возможном выходе страны из Европейского союза будет решаться непосредственно подданными королевства.
Референдум по этому вопросу может состояться между 2015 и 2018 годами, заявил Кэмерон во время обращения к британцам в среду.
Речь премьера откладывалась с осени прошлого года; последний раз обращение было отменено 18 января: Кэмерон был вынужден отказаться от поездки в Гаагу, где его речь должен был слушать нидерландский премьер Марк Рютте, и остаться в Лондоне, чтобы контролировать операцию по освобождению заложников в Алжире (среди захваченных исламистами были и англичане).
Текст обращения премьер готовил в течение нескольких месяцев, называя предстоящую речь ключевой для внешней политики Соединенного Королевства. Еще неделю назад из распространенных Даунинг-стрит, 10, черновиков речи следовало, что непосредственно вопрос о выходе из Евросоюза на референдум выноситься не будет. Премьер пояснял, что он хочет узнать мнение британцев по поводу того, должно ли национальное правительство полностью подчиняться правилам, которые будут разрабатывать для членов ЕС в Брюсселе, или иметь право не исполнять некоторые директивы, которые будут идти вразрез с национальными интересами.
В среду из речи премьера стало ясно, что ставится вопрос именно о выходе Великобритании из Евросоюза. Свое обращение Кэмерон начал с заявления о том, что страна не ищет способов отмежеваться от мирового сообщества. Проблема в том, что степень общественного разочарования Евросоюзом «как никогда высока», заявил лидер тори.
«Я обращаюсь к британцам — это будет ваше решение. И, когда дело дойдет до выбора, вы сделаете важный выбор, чтобы определить судьбу вашей страны. Это будет решение, которое мы должны принять с холодной головой, — сказал Кэмерон. — Разумеется, Великобритания может идти своей дорогой, (развиваться) вне Евросоюза, если мы это выберем. Так может сделать любая страна-участник. Но вопрос, который мы должны задать самим себе: действительно ли это самое лучшее будущее для нашей страны?» Лондон, по его словам, будет настаивать на переговорах в Брюсселе о переформатировании участия Британии в союзе, который, по мнению консерваторов, связывает национальные правительства слишком жесткими обязательствами, в том числе в финансовой и экономической сфере. «Когда мы обговорим новый формат существования в союзе, мы пригласим британский народ на референдум, на который будет вынесен простой выбор — «внутри или вовне», оставаться или нет в составе Евросоюза на этих новых условиях или выйти из него всем вместе. Это будет референдум по вопросу, выйти или оставаться», — заявил премьер.
Решение выйти из Евросоюза не будет означать, что Британия совсем покинет Европу, пояснил Кэмерон. Экономические связи между страной и союзом слишком крепки для того, чтобы это могло произойти: страны, входящие в ЕС, по-прежнему остаются крупнейшим рынком для Великобритании. Кроме того, существуют тесные связи на законодательном уровне.
«Сотни тысячи британских граждан сейчас пользуются своим правом работать, жить и проводить годы после выхода на пенсию в любой из стран Евросоюза. Даже если мы полностью выйдем, решения, принимаемые в ЕС, будут иметь глубокое влияние на нашу страну. Но мы потеряем наше право вето и право влиять на эти решения», — подчеркнул Кэмерон, призвав граждан тщательно взвесить последствия выхода из ЕС.
Вопрос о самоопределении Великобритании в Европе станет одной из основных тем Консервативной партии в кампании 2015 года.
По данным последнего опроса компании YouGov, взгляды евроскептиков пользуются широкой поддержкой в Великобритании. Идею выхода страны из ЕС поддерживает 42% британцев, всего 36% респондентов против.
Партия Кэмерона теперь выступит в качестве гаранта предстоящего референдума и таким образом прибавит себе очков, прогнозирует Reuters. Согласно последним социологическим данным, лейбористы обгоняют консерваторов, пока переживающее постоянные внутренние конфликты коалиционное правительство пытается решить проблему с болезненным сокращением государственных расходов. Впрочем газета The Guardian еще до начала премьерской речи говорила о высоких шансах консерваторов на предстоящих выборах.
Поднимая разговор о возможном выходе Британии из ЕС, Кэмерон в первую очередь представляет партийные интересы, соглашается директор европейских программ Центра исследований постиндустриального общества Екатерина Кузнецова. «Интерес только один – позиция партии перед выборами: это стало удобной внешней темой для внутреннего политического потребления. В преддверии более тесной интеграции в экономической сфере это удобный инструмент выторговать себе более выгодные условия.
Это инструмент давления на Брюссель, чтобы европейский бюджет был принят в интересах Великобритании», — пояснила эксперт «Газете.Ru».
«Вопрос о выходе Великобритании из ЕС не будет поставлен на референдуме, будет вопрос об отношении британцев к условиям членства страны в ЕС. Выход из ЕС — это экономически слишком дорого и репутационно опасно», — поясняет она.
Кэмерон оказался заложником политической ситуации, в которой у него слишком узкое пространство для маневра, считает старший научный сотрудник отдела изучения европейской интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина. С одной стороны, премьера теснит растущий градус евроскептицизма, с другой – уязвимость находящихся у власти консерваторов. «Кэмерон в соответствии с установками партии и настроением общества в стране в целом вынужден поднимать эту тему, но он ограничен в смысле маневра – он не может это резко поднимать, потому что у него есть договоренности со своими партнерами по коалиции», — говорит Бабынина.
«Вопрос о выходе не стоит, потому что Британии очень выгодно участие в едином внутреннем рынке. Это то, что держит ее в ЕС. Так, по оценке экспертов, это дает 3 млн рабочих мест британцам, — продолжает она. — В ЕС есть тренд на усиление экономического сотрудничества и ужесточения его правил, стали говорить о налоговой интеграции — это Великобританию, видимо, не устраивает, потому что, имея глобальный финансовый центр, она не может отдать под контроль ЕС механизмы, которые позволяют банкам и биржам эффективно работать. Великобритания будет добиваться очередных исключений из общих правил ЕС».