Минюст опубликовал законопроект, в котором определил понятие публичных религиозных мероприятий. Под «публичными религиозными обрядами и церемониями понимаются открытые, доступные для восприятия третьих лиц религиозные обряды и церемонии, включая богослужения, молитвенные и религиозные собрания», — говорится в проекте. Публичные религиозные мероприятия должны согласовываться с властями в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций. Поправки Минюста предлагается внести в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Без согласования с чиновниками религиозные обряды можно проводить в зданиях культовых сооружений, принадлежащих религиозным организациям или «предоставленных им на ином имущественном праве», на земельных участках, принадлежащих храмам, кладбищах и в крематориях, в местах паломничества и жилых помещениях.
Документ Минюста подготовлен во исполнение постановления Конституционного суда, вынесенного в декабре 2012 года, в котором суд просил законодателя определить те религиозные мероприятия, которые «не требуют от органов публичной власти принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности как самих участников публичного религиозного мероприятия, так и других граждан».
По мнению судей КС, проводить прямую аналогию между митингами и религиозными акциями, пусть и проводимыми вне стен храмов, недопустимо. По мнению судей КС, уведомлять местные власти необходимо только в том случае, если религиозное мероприятие может представлять опасность для общественного спокойствия.
Таким образом, Конституционный суд вступился тогда за «Свидетелей Иеговы» (организация запрещена в России), оштрафованных в Татарстане и Белгороде за проведение публичных богослужений. Местные власти оказались недовольны тем, что их не уведомили об акции, и подвели «иеговистов» под закон «О митингах и шествиях».
Автором обращения в суд являлся уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин, который счел, что суды Татарстана и Белгородской области неправомерно оштрафовали местные организации «Свидетелей Иеговы».
В обоих регионах «Свидетели Иеговы» арендовали залы в бизнес-центрах и офисных зданиях, где проводили богослужения. Местные власти, однако, восприняли это как административное правонарушение. Логика была простой: так как богослужение проводится вне стен культовых зданий, то оно подпадает под закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (речь идет еще о старой редакции этого закона, так как описываемые события происходили в 2009 и 2011 годах). Следовательно, о нем надо было заранее подать письменное уведомление. Решение об административном штрафе было принято сначала мировыми судьями, а потом подтверждено на всех уровнях, вплоть до Верховного суда.
Депутат фракции ЛДПР, глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов считает, что «это логичная мера, которая возникла в недрах Минюста вследствие решения КС».
«Минюст разъяснил места, на которых не требуется уведомления для проведения религиозных обрядов. Все остальные мероприятия, которые требуют дополнительной организации общественного порядка, носят уведомительный порядок согласования с местными властями.
Я считаю, если религиозная организация, которая проводит публичное мероприятие в публичных местах, требующих дополнительных мер по обеспечению безопасности и общественного порядка, и не согласовывает акцию с властями, то он попадает под действие закона о митингах», — сказал депутат «Газете.Ru».
«Задача Минюста состояла в том, чтобы уточнить положение ст. 16, дать определение «публичного религиозного обряда», что Минюст и сделал, определив их как «открытые, доступные мероприятия». Например, такие мероприятия проводятся православной церковью в день славянской письменности,
«Крестный ход от Славянской площади до Кремля и сейчас проводится с уведомлением органов местного самоуправления», — пояснила «Газете.Ru» глава юридической службы патриархии инокиня Ксения (Чернега). Она подчеркнула, что законопроект возражений у РПЦ не вызвал.
«Мы согласны с тем, что уведомление не должно подаваться в случаях, когда обряды проводятся в тюрьме, больнице, в жилом помещении или в культовом здании. И Минюст как раз уточнил, что, например, не требуется уведомления при проведении публичного религиозного обряда в здании, которое принадлежит на праве собственности или ином имущественном праве. — уточнила Чернега. — В случае аренды помещения частными гражданами, и такие случаи описаны в постановлении Конституционного суда, требуется уведомление. Поскольку в законопроекте указано, что без уведомления в арендованных помещениях могут проводиться публичные религиозные мероприятия только в том случае, если договор аренды заключен с религиозной организацией».
«Конечно, органы местного самоуправления могут отказать в проведении публичного религиозного мероприятия, но только в том случае, если на то же время и место подано уведомление от другой организации, но оно было подано ранее. Перечень оснований отказа предусмотрен законом о митингах. Но мы никогда с этим не сталкивались», — сказала представитель патриархии. По ее словам, РПЦ попробует уточнить понятие публичного богослужения, поскольку, как правило, традиционные конфессии не проводят закрытых богослужений.