Госдума не будет рассматривать обращение 100 тысяч граждан, подписавшихся на сайте «Новой газеты» против закона, запрещающего семьям из США усыновлять российских детей. Механизм для рассмотрения подобных инициатив пока не разработан, а действующий думский регламент не предусматривает таких процедур, дал формальный ответ единоросс Владимир Плигин, открывая в понедельник заседание комитета по конституционному законодательству и госстроительству. Концепция российской общественной инициативы, о которой после вступления в должность говорил президент Владимир Путин, в данный момент все еще находится в разработке правительства, напомнил Плигин.
«Сейчас нет предмета для обсуждения, поскольку нет самой инициативы», — сказал единоросс в связи с тем, что подписи были собраны через сайт «Новой газеты», а не с помощью специализированного интернет-ресурса, создание которого предусматривается в концепции общественной инициативы.
Плигин также пообещал «проинформировать» палату, что комитет обсудил обращение граждан. При этом голосования Думы по инициативе «Новой» не предусматривается.
Главный редактор издания Дмитрий Муратов присутствовал на заседании комитета в понедельник, однако, по словам пресс-секретаря «Новой» Надежды Прусенковой, у него с самого начала не было никаких иллюзий по поводу исхода обсуждения. Муратов, по словам Прусенковой, пошел в Госдуму исключительно из уважения к читателям.
«Это довольно печальное зрелище, когда всем ситуация понятна: вместо того чтобы попытаться рассмотреть по существу и создать видимость взаимодействия с обществом, они берут первую попавшуюся отмазку и используют ее, сопровождая пафосными заявлениями...
У нас сложилось впечатление, что депутаты обижены, что их задело, что их портреты несли (демонстранты на «Марше против подлецов» 13 января. — «Газета.Ru»). Все это выглядело не очень удачным фарсом», — поделилась Прусенкова впечатлениями от заседания, прошедшего в понедельник.
Акцию «Новой газеты» пресс-секретарь издания характеризует как «совершенно естественный гражданский механизм», для которого не нашлось правовых инструментов. «Нам сегодня сказали: вот раз они не могут этого принять и рассмотреть, то они и не будут это принимать и рассматривать», — добавила Прусенкова.
Отказ со ссылкой на реальное законодательство — «самый удобный способ отказа», комментирует ответ Плигина «Новой газете» и ее подписантам глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский.
«Поскольку процедуры рассмотрения такого рода петиций действительно не существует, нужно эту систему разрабатывать, — продолжил он. — Плигин должен был ответить: «Давайте вместе эту процедуру разрабатывать». Он ответил: «Пока нет процедуры — мы ее рассматривать не будем». Это ничего не значит вообще, кроме того что он не имеет возможности принимать какие-либо решения, поэтому вынужден говорить что угодно. Обсуждать эти слова всерьез бессмысленно».
Последнюю легальную возможность обсудить на пленарном заседании обращение «Новой газеты» обещают использовать «эсеры» Илья Пономарев и Дмитрий Гудков. В понедельник депутаты заявили о намерении внести петицию 100 тысяч граждан в качестве законопроекта. По словам Гудкова, текст документа уже пишется и будет внесен в Госдуму в самое ближайшее время.
«Мы внимательно посмотрели, за что собирались подписи в «Новой газете». Они собирались за отмену поправки. Чтобы выполнить волю вот этих граждан, мы именно в той же формулировке и внесем инициативу об отмене пункта, запрещающего усыновление. Мы хотим быть юридически точными и ровно в такой же формулировке и внести», — сказал «Газете.Ru» Гудков.
И Гудков, и Пономарев не испытывают особых иллюзий по поводу судьбы готовящегося ими законопроекта. По мнению Пономарева, документ, «скорее всего, отложат в долгий ящик, рассмотрят его лет через пять». Гудков же, в свою очередь, допускает, что на реакционные настроения в Думе смогли повлиять десятки тысяч человек, в воскресенье вышедших на улицы Москвы протестовать против «закона подлецов» (в оппозиционных кругах предпочитают не употреблять выражение «закон Димы Яковлева», считая это название пропагандистским штампом).
Напомним, что пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сразу после марша заявил, что призывы распустить Госдуму, принявшую «закон Димы Яковлева» (второй лозунг «Марша против подлецов»), не заслуживают ни внимания, ни уважения. По его словам, правительству «говорить не о чем» с людьми, которые относятся с неуважением к законодательной власти. «Что касается «антимагнитского закона», то его нужно выполнять», — сказал Песков. «Несогласие не освобождает от выполнения закона. Были опросы, которые подтверждают, что большинство населения так или иначе поддерживает принятые меры», — подчеркнул Песков в интервью «Дождю».
«Эсеры» внесут в Госдуму «усеченный» текст петиции: в законопроект Гудкова и Пономарева не попадет вторая часть инициативы «Новой газеты», которая помимо отмены спорного закона собрала более 100 тысяч подписей за роспуск Госдумы.
«Такой законопроект противоречил бы Конституции Российской Федерации: Дума неправомочна принимать решения о своем роспуске», — объяснил «Газете.Ru» Пономарев.
Согласно основному закону, парламент может распустить лишь президент — в случае если Дума трижды не утвердит кандидатуру премьера или если парламент выразит недоверие правительству. Кроме того, напоминает Пономарев, роспуск Госдумы возможен после того, как депутаты трех фракций из четырех сдадут свои мандаты.
Единоросс Плигин, комментируя инициативу «Новой газеты» о разгоне Думы, сказал, что считает такую постановку вопроса «неоправданной». «Рассмотрение подписей за роспуск Государственной думы является нелегитимным. Если мы собираемся жить в нормальном обществе, то любые решения должны приниматься в рамках правового государства, — сказал он. — Следует уважать мнение большинства населения страны, которое было продемонстрировано на предыдущих выборах».
«Новая газета», на сайте которой собрано уже более 120 тысяч подписей за роспуск Госдумы, намерена продолжить добиваться разгона российского парламента. Главред издания Дмитрий Муратов заявил, что он намерен инициировать референдум о роспуске Государственной думы.
«Общество разочаровалось в политическом трупе, во взбесившемся принтере, оно за непосредственную демократию. Теперь нужно выходить на референдум. Следующий шаг этой непосредственной демократии — проведение референдума. Мы им сформулируем вопрос», — сказал Муратов телеканалу «Дождь».
«Газете.Ru» не удалось связаться с Муратовым, чтобы выяснить, как «Новая газета» планирует провести референдум. Пресс-секретарь издания Прусенкова пояснила, что пока в «Новой» лишь изучают возможности для вынесения вопроса на голосование. «Мы полагаем, что дальше будет зависеть от поведения властей, их реакции. Если возникнет, например, закон, позволяющий гражданам высказывать недоверие Госдуме, здесь тогда референдум может и не потребоваться, — прикидывает Прусенкова. — Но, если все пойдет как сейчас, мы не исключаем возможности проводить этот самый референдум».
Однако в разъяснениях ЦИК к федеральному закону, регулирующему проведение референдумов, говорится, что вопрос о роспуске Госдумы не может быть вынесен на голосование. «Такой вопрос не выносится на референдум. Абсолютно. На голосование не может быть вынесен вопрос о сокращении сроков полномочий какого-либо органа», — говорит член Общественной палаты, профессор кафедры конституционного и муниципального права юрфака МГУ имени М. В. Ломоносова Елена Лукьянова.