У прокуратуры Грузии все меньше оснований требовать наказания для главного врага грузинского президента — экс-министра обороны Ираклия Окруашвили. Заочно приговоренный к 11 годам заключения Окруашвили после победы в октябре прошлого года коалиции Бидзины Иванишвили «Грузинская мечта» вернулся на родину и не скрывает, что готов дать показания о причастности прежнего руководства страны, в частности Михаила Саакашвили, к смерти бывшего премьер-министра Зураба Жвании.
Сейчас в тбилисских судах одновременно слушаются четыре уголовных дела Ираклия Окруашвили — дело о формировании незаконных вооруженных формирований и подготовке госпереворота в мае 2011 года, о взяточничестве и вымогательстве с целью приобретения доли в кампании сотового оператора Geocell, о служебной халатности и о махинациях с тендерами на проведение строительных работ и приобретении горючего министерством обороны.
Ираклий Окруашвили с 2007 года находился в политэмиграции и только 20 ноября 2012 года прилетел в Тбилиси, став одним из первых политических беженцев, вернувшихся в Грузию после утверждения правительства Иванишвили. По прибытии в аэропорт Тбилиси, где его сразу и задержали, бывший министр обороны заявил, что готов доказать несостоятельность выдвинутых против него обвинений в суде и также будет свидетельствовать по другим уголовным делам, в частности даст показания о причастности окружения Михаила Саакашвили к смерти бывшего вице-премьера Зураба Жвании. В ожидании решения суда он содержится в тюрьме на одном этаже с экс-министром обороны Бачо Ахалаей.
«На всех процессах по всем уголовным делам свидетели обвинения отказываются от своих показаний, заявляя, что давали их под давлением — угрозами и пытками», — сообщил «Газете.Ru» адвокат Окруашвили Звиад Кордадзе.
В четверг тбилисский горсуд отпустил Окруашвли под залог в 10 тыс. лари ($6000) по делу о НВФ и госперевороте, рассказал адвокат. Днем ранее, 9 января, суд заслушал девятерых свидетелей обвинения по делу. Судебное заседание длилось больше семи часов. За это время восемь из девяти свидетелей сообщили суду, что дали показания под давлением.
«Они подробно рассказали, как их пытали, угрожали, били, только ради того, чтобы они подписали показания против Ираклия Окруашвили. Они назвали имена людей, кто им угрожал и бил их. Я не буду называть их, но в этом деле замешаны более десятка человек», — сказал Звиад Кордзадзе.
Адвокат считает, что дело в ближайшее время будет закрыто, поскольку основное дело Окруашвили строилось на обвинительных показаниях. «После заявлений свидетелей в суде их более ранние показания недействительны, и обвинения могут быть сняты».
В четверг также тбилисский Апелляционный суд удовлетворил иск Кордзадзе и упразднил решение Тбилисского городского суда от 28 марта 2008 года, приговорившего бывшего министра к 11 годам лишения свободы по делу о взяточничестве в особо крупных размерах с вымогательством, осуществленным организованной группой.
Обвинение также основывалось на показаниях свидетелей, согласно которым осенью 2006 года председатель Национальной комиссии по коммуникациям Грузии Дмитрий Китошвили вынудил бывшего члена парламента Джемала Сванидзе продать принадлежавшую ему долю в компании мобильной связи Geocell в 2,6% рыночной стоимостью $10 млн за ее номинальную стоимость $250 тыс. учредителю компании «Арти» Гураму Гогуа. При этом Китошвили якобы сделал это по указанию бывшего тогда министром обороны Ираклия Окруашвили.
После возвращения Окруашвили в Грузию Китошвили обратился в прокуратуру с заявлением, в котором признал, что тогда он оговорил себя и Окруашвили под давлением со стороны высокопоставленных чиновников Генеральной прокуратуры, департамента конституционной безопасности МВД. Он утверждает, что давление на него осуществлялось по заданию тогдашнего генпрокурора Зураба Адеишвили.
Несколькими днями ранее Минюст признал, что обвинения Окруашвили по трем статьям Уголовного кодекса были «политическим давлением».
«После внимательного изучения доказательной базы прокуратура пришла к правильному выводу, что никаких доказательств вины Окруашвили не существует и что эти дела состряпаны прежней властью в политических целях», — объявила министр юстиции Тея Цулукиани. В связи с этим в прокуратуре заявили, что сняли с Окруашвили два обвинения: по взяточничеству (эпизод c Geocell) и злоупотреблению служебными полномочиями, касающемуся тендеров на проведение строительных работ.
В пятницу, 11 января, в 14.00 мск продолжится процесс по делу о служебной халатности. «Это единственное дело, по которому мой подзащитный остается под арестом, все остальные дела либо развалились, либо его отпустили под залог. По этому делу — о халатности — суд заслушал свидетелей обвинения, и они также отказались от своих показаний», — сказал Кордзадзе. Завтра сторона защиты подаст ходатайство об освобождении Окруашвили под залог.
Адвокат считает, что у суда не осталось оснований содержать Окруашвили под стражей по делу о халатности и уже завтра он может выйти на свободу. Более того, Кордзадзе не исключил, что прокуратура в пятницу отзовет обвинение в халатности.
Впрочем, если бы не заявление Окруашвили о том, что он готов доказать в суде свою невиновность, он бы попал под амнистию. Избранный в октябре парламент Грузии, в котором большинство составляют недавние оппозиционеры, запустил в стране процесс политической амнистии, утвердив список политзаключенных и политбеженцев. Имени Окруашвили в списке политзаключенных не оказалось, согласно объяснениям самих депутатов, только из-за его готовности защищаться в суде.
Окруашвили собирается доказать не только несостоятельность обвинений в его адрес, но и также дать показания по делу о смерти при невыясненных обстоятельствах бывшего вице-премьера Зураба Жвании.
Находясь в политэмиграции с 2007 года, Окруашвили создал оппозиционное Михаилу Саакашвили движение «Союз граждан за свободу и демократию», разоблачал в интервью действующего президента и его окружение: в частности, заявлял, что готов дать показания в суде по делу Зураба Жвании. Ранее брат бывшего вице-премьера, Георгий Жвания, сообщил «Газете.Ru, что заявления Окруашвили об обстоятельствах убийства Зураба совпадают с данными, которые есть у него. Прокуратура Грузии недавно возобновила активную фазу расследования смерти Зураба Жвании.