Почти все единороссы, опрошенные «Газетой.Ru», утверждают, что будут праздновать Новый год в России.
— Отмечу дома в Москве, с женой и детьми, — говорит секретарь президиума генсовета «Единой России», депутат Госдумы Сергей Неверов.
— Всегда отмечаю Новый год дома, в Москве, — рассказал «Газете.Ru» депутат от ЕР Вячеслав Никонов, активно выступавший в Госдуме в поддержку российского ответа на «акт Магнитского», включающий в себя запрет на усыновление американцами российских сирот.
Депутат-единоросс Александр Хинштейн сказал, что еще не выбрал, где отмечать праздники — в Москве, Нижнем Новгороде или в Самаре, так как любит все эти города, но точно останется в России.
В Москве Новый год собирается встретить депутат Мосгордумы Кирилл Щитов. Именно он в мае своим обращением инициировал закрытие оппозиционного лагеря «Оккупай Абай» на Чистых прудах.
— Я традиционно отмечаю Новый год с родителями дома, в Челябинской области, собирается вся семья: родители, дети, внуки, — сказал «Газете.Ru» сенатор Руслан Гаттаров, недавно сделавший громкое заявление в Совете федерации во время голосования по «закону Димы Яковлева», запрещающего американское усыновление для российских сирот, в том числе инвалидов. По его мнению, подписи на сайте «Новой газеты» против этого закона были оставлены не возмущенными законом гражданами, а спам-ботами.
Вице-спикер от ЕР Сергей Железняк, ставший в предновогодние дни фигурантом скандала после того, как оппозиционный политик Алексей Навальный обнаружил, что его дочери учатся за границей, сказал «Газете.Ru», что еще не определился с планами на Новый год.
Единственным, кто осмелился признать, что поедет на новогодние каникулы за границу, оказался депутат Александр Сидякин, неоднократно оказывавшийся в центре внимания СМИ в 2012 году, в частности как автор поправок в закон «О митингах», стократно увеличивающий штрафы за его нарушение, соавтор поправок в закон об НКО, создающий реестр «иностранных агентов», в который должны войти организации, получающие финансирование из-за границы. Правда, при этом Сидякин голосовал против запрета на американское усыновление во втором чтении закона, а в третьем вышел из зала заседаний, объяснив в Twitter, что дети должны быть вне политики (однако свою карточку для голосования оставил в зале ради партийной дисциплины).
Сидякин сказал, что поедет с семьей в Австрию кататься на лыжах, так как на всех российских горнолыжных курортах уже был, однако уверен, что после Олимпиады в Сочи в 2014 году в России появятся новые горнолыжные трассы достойного уровня и за рубеж выезжать, чтобы покататься, будет не надо.
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко воспринимает патриотические излияния единороссов с иронией. «Я помню, что в свое время представители администрации президента еще при Владиславе Суркове (нынешнем зампреде правительства РФ, который до 2012 года был замглавы президентской администрации. — «Газета.Ru) говорили депутатам, чтобы они меньше ездили по заграницам и больше отдыхали на Родине.
Сейчас, думаю, история та же: им сказали, что нечего по куршевелям кататься, наверняка решение было принято централизованно», — считает Минченко.
Между тем всего несколько лет назад российские чиновники и депутаты за границей отдыхать не стеснялись. На том же французском элитном курорте в Куршевеле до недавнего времени можно было встретить экс-депутата Госдумы, главу ЦИК «Единой России», а теперь губернатора Московской области Андрея Воробьева, тогдашнего полпреда России при НАТО, нынешнего вице-премьера Дмитрия Рогозина, председателя думского комитета по строительству Мартина Шаккума, сенаторов Игоря Каменского, Андрея Клишаса, Вадима Мошковича и других.
Мода на дорогие курорты среди единороссов начала спадать в 2011 году, когда тогдашний президент Дмитрий Медведев предложил тем, «кто считает, что у нас все хорошо, остаться в Куршевеле». При Владимире Путине и вовсе утвердился тренд на «патриотизм», и публичный заграничный отдых для единороссов стал, видимо, и вовсе неуместным.
Словосочетание «национально ориентированные элиты» стало лейтмотивом для курса власти в 2012 году. В своем последнем послании Федеральному собранию Путин много говорил о патриотизме: «Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация». В рамках «патриотического тренда» в 2012 году был принят целый ряд законов, ограничивающих деятельность иностранцев в России. Это закон, обязывающий НКО, получающие финансирование из-за рубежа, встать на учет в госреестр «иностранных агентов», запрет на деятельность в России НКО, финансируемых из США, а также запрет американцам руководить НКО в России.
На территории России уже прекратило свою работу Агентство США по международному развитию (USAID), в связи с чем, в частности, Международный демократический республиканский институт решил закрыть свои представительство в Москве.