Совет по правам человека при президенте накануне передал в Совфед экспертное заключение на «закон имени Димы Яковлева». СПЧ настаивает, что в таком виде закон принят быть не может: он противоречит Конституции и международным договорам РФ, страдает «существенными дефектами законодательной техники», а его вступление в силу «может повлечь негативные последствия для отечественной правовой системы и других сфер». Однако сенаторы не стали учитывать мнение Совета и единогласно приняли скандальный законопроект, утвержденный Госдумой 21 декабря.
Основные претензии СПЧ относятся как к содержанию закона, так и к процедуре его принятия.
«Положения многих норм закона лишены правовой определенности и не подкреплены внесением необходимых изменений в другие законы, что провоцирует их произвольное применение. Отсутствуют нормы, определяющие предмет регулирования, цели его принятия, круг субъектов, их права и обязанности», — пришли к выводу в Совете, изучив документ.
Рассмотрение этого проекта в Госдуме проходило с «грубым нарушением порядка принятия закона»: вместо законных 45 на направление своих отзывов госорганам дали всего 4 дня.
В соответствии с законом о международных договорах России, законы, предусматривающие прекращение или изменение договоров, заключенных от имени РФ, могут направляться только президентом или правительством, а не депутатами. «Никаких исключений действующее законодательство не предусматривает», — отмечают юристы СПЧ. Об этом же недавно писала «Газета.Ru».
Суммируя процедурные нарушения, Совет указывает, что Госдума, приняв закон, вышла за пределы своих полномочий.
По своей сути закон, ограничивающий права детей-сирот на усыновление, противоречит Конституции и нарушает обязательства РФ по Гаагской Конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления.
«Санкции фактически касаются российских детей, оставшихся без попечения родителей. Российские дети должны иметь право на международное усыновление. Оно должно быть сохранено. Без этого пункта это был бы абсолютно правильный симметричный ответ на «Акт Магнитского». Самое главное в законе именно это — статья о мерах воздействия на лиц, нарушающих права граждан РФ за пределами страны, в частности, в США. Вот этих людей мы и наказываем: не будем пускать на свою территорию, их имущество будет арестовано. Такой вариант закона СПЧ устроит», — заявил «Газете.Ru» глава Совета Михаил Федотов. Он отметил, что это консолидированная позиция президентского Совета. Под этим заключением подписались 38 из 62 членов СПЧ.