Первый фигурант по одному из дел Алексея Навального, гендиректор «Кировлеса» Вячеслав Опалев получил 4 года условно. В понедельник кировский суд признал его виновным в соучастии в похищении более 10 тысяч куб. м лесопродукции на сумму более 16 млн рублей.
Опалев полностью признал свою вину и просил рассмотреть дело в особом порядке.
Его обвиняли в том, что он, поддавшись на уговоры Навального, продал лес по заниженной цене. Собранные следствием доказательства суд посчитал достаточными и вынес обвинительный приговор, смягчив Опалеву наказание с учетом досудебного соглашения, сообщает Следственный комитет.
По мнению экспертов, таким образом СК готовит почву для обвинения Навального.
«По закону преюдициальное значение (обязанность суда принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные судебным решением по другому делу, вступившим в законную силу. — «Газета.Ru») имеет не приговор сам по себе, а фактические обстоятельства, которые он устанавливает по этому делу. При рассмотрении дела в особом порядке фактические обстоятельства вообще не рассматриваются, — сказал «Газете.Ru» адвокат Вадим Клювгант. — Поэтому говорить о том, что этот приговор устанавливает обстоятельства преступления, нельзя». Адвокат, правда, отметил, что в России закон часто расходится с реальным положением дел.
«Подписывать Навальному приговор по этому делу еще рано», — также уверен глава правозащитной организации «Агора» Павел Чиков. В разговоре с «Газетой.Ru» он отметил, что «суд установил факт преступления, действия и вину конкретного человека, но не установил причастность к нему Навального».
Впервые возможные факты хищения в «Кировлесе» начали проверять в августе 2009 года, когда Алексей Навальный был советником губернатора Кировской области Никиты Белых. Еще в январе 2011 года следственное управление СК по Кировской области не выявило в его действиях состава преступления, после чего в течение полутора лет дело никуда не двигалось и 10 апреля 2012 года было закрыто.
Публично Навальный объявил об этом 28 мая. «Бумага датирована ещё 10 апреля, но мы решили подождать — «устоит» ли постановление в прокуратуре и не отменят ли его вышестоящие подразделения СК. Всё ОК. Так что я не злодей, похитивший лес», — сообщал оппозиционер в своем блоге.
Но на следующий день после этого СК РФ отменил постановление своего кировского отделения и вновь открыл дело. А на расширенном заседании коллегии 5 июля глава СК Александр Бастрыкин отчитал главу кировского СК Александра Панова за то, что он «втихаря» закрыл это дело. В декабре Панова отправили в отставку. «Он выходит на пенсию по выслуге лет», — прокомментировали в кировском СК.
31 июля Навальному было предъявлено обвинение в организации растраты имущества «Кировлеса».
На момент закрытия дела Вячеслав Опалев проходил по нему как свидетель, но после возобновления под нажимом Бастрыкина был переведен в разряд обвиняемых, а сумма ущерба возросла с 1 млн до 16 млн рублей.
14 декабря СК предъявил Алексею Навальному и его брату обвинение в рамках нового дела — о хищениях, совершенных при доставке почты между Москвой и Ярославлем.
А сегодняшний приговор гендиректору «Кировлеса» совпал еще и с сообщением о возбуждении уже третьего по счету дела против Навального. Оно было выделено из дела о растрате имущества компании «Кировлес». По версии следствия, в апреле 2007 года компания Навального «Аллект» заключила с «Союзом правых сил» (СПС) контракт на оказание рекламных услуг, получил в итоге около 100 млн рублей.
Связь всех трех обвинений не скрывают даже в СК.
В сообщении о приговоре Опалеву Следственный комитет дает пояснения по делу о мошенничестве (ст. 159 УК РФ) с деньгами СПС. «Что касается сегодняшнего сообщения о возбуждении еще одного уголовного дела и реакции на него бывшего руководства партии СПС, необходимо пояснить, что политическая партия по своей форме не является коммерческой организацией, поэтому законом предусмотрена возможность возбуждения уголовного дела без заявления потерпевшего», — говорится в сообщении о приговоре Опалеву.
«Никто этой связи и не отрицает, очевидно, что Бастрыкин получил отмашку от Владимира Путина на расправу над Навальным. Эта история демонстративно липовая от начала и до конца», — уверен Чиков. По его словам, сейчас оппозиционер находится в таком же положении, как Михаил Ходорковский осенью 2003 года до своего ареста в октябре.
«Уезжай или сядешь — это посыл власти, но хватит ли у нее крепости его засадить — большой вопрос, все же Навальный в отличие от Ходорковского чистый политик», — рассуждает Чиков.
«По политическим делам всегда стараются создать преюдицию, которая часто оказывается лжепреюдицией: дробят дело, выводят в отдельное производство и осуждают в опережающем порядке. Такая уловка в арсенале следственных органов есть. Этот метод был отработан на деле ЮКОСа и тиражируется уже 10 лет», — заявил адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант.
«Ничто не останавливает Путина от того, чтобы посадить оппозиционеров. Весь 2013 год, по крайней мере его первую половину, будет непрерывное давление на лидеров гражданского движения, чтобы вынудить их бежать из страны», — считает политолог Александр Морозов.
По его словам, «копают» не только под Навального и Удальцова, два ближайших соратника которого уже сидят в СИЗО по делу об организации массовых беспорядков. Обыски в Воронеже подготавливают почву для уголовного дела против депутата Госдумы Ильи Пономарева. Именно он выступал организатором летнего лагеря активистов. «[Таким образом] власть добивается снятия с него депутатской неприкосновенности», — уверен Морозов.