В пятницу завершилось последнее заседание Госдумы в этом году. В предновогоднюю неделю депутаты разъедутся по регионам, а с января уйдут на каникулы на несколько недель.
Борьба против детей
В последний день осенней сессии парламентарии приняли, пожалуй, один из самых скандальных законопроектов этого года, проголосовав в третьем чтении за пакет законов, являющихся «российским ответом» на «акт Магнитского». Причем если еще неделю назад речь шла только о введении запрета на въезд в Россию и арест счетов тех иностранцев, которые виновны в «нарушении прав российских граждан», то на этой неделе ко второму чтению депутаты добавили поправки, которые вывели обсуждение «антимагнитского закона» из сугубо политической плоскости международных отношений в область широкой общественной дискуссии — этот вопрос стал одним из главных во время большой пресс-конференции Владимира Путина.
Одобренный думцами запрет для граждан США усыновлять российских детей вызвал серьезное негодование у части российского общества, посчитавшей, что сироты стали разменной картой в политической игре. К тому же известно, что именно американцы усыновляют сирот-инвалидов, которые не могут рассчитывать на достойное лечение и воспитание в России.
Второй антиамериканской думской инициативой стала поправка, предусматривающая полный запрет на деятельность в России для всех НКО, получающих деньги из США, а также запрет для американских граждан возглавлять российские НКО. Таким образом, Госдума еще больше намеревается ужесточить правила работы некоммерческих организаций в России. Напомним, что принятые летом поправки в законодательство уже обязали все НКО, финансируемые из-за рубежа и занимающиеся в России «политической деятельностью» (в законе определение «политической деятельности» прописано как деятельность, которая оказывает влияние на общественное мнение), встать на учет в специальный реестр «иностранных агентов».
Однако в последний день работы в 2012 году депутаты решили ограничить не только чужие права, но и немного свои собственные. Госдума приняла в пятницу в первом чтении законопроект, запрещающий российским чиновникам иметь счета или бизнес-активы за рубежом. Запрет коснется не только сотрудников государственных ведомств, но и депутатов, сенаторов, членов правительства, президента и премьер-министра. Напомним, что соответствующее поручение было дано Владимиром Путиным в последнем послании Федеральному собранию.
Без суда и следствия
Скандал с ответом на «акт Магнитского» стал далеко не единственным, он лишь продолжил серию неоднозначных действий Госдумы VI созыва.
В сентябре нижняя палата парламента в исключительном досудебном порядке лишила депутатского мандата известного справедливоросса Геннадия Гудкова. Информация о том, что такой сценарий возможен, появилась в СМИ еще в августе, однако до последнего было неясно, как его можно осуществить в рамках закона и действующих процедур.
Поводом для лишения мандата стало обращение в комиссию Следственного комитета о начале проверки в отношении Гудкова, которого СК подозревал в совмещении депутатских обязанностей с предпринимательской деятельностью, что запрещено законом о статусе депутата. Сам
Гудков утверждал, что, как и многие другие парламентарии, в том числе единороссы, он до избрания занимался бизнесом, однако, придя в парламент, передал все активы в доверительное управление жене. Но комиссия Госдумы по контролю за декларациями депутатов о доходах инициировала в отношении Гудкова свою проверку, не дожидаясь результатов работы Следственного комитета.
Проверка длилась один полный рабочий день и два выходных — за полчаса до итогового заседания комиссии Следственный комитет предоставил ей протокол собрания учредителей одного из предприятий, на котором стояли подписи Гудкова и его жены. Гудков отрицал подлинность протокола, предъявляя в доказательство загранпаспорт супруги, которая, согласно штампам, в те дни находилась за границей. Однако Госдума слушать его не стала и голосами «Единой России» и ЛДПР лишила мандата. В настоящее время вопрос о правомочности такого решения рассматривают Верховный и Конституционный суды.
Госбезопасность, трезвость, религиозность
Не менее громким скандалом обернулось принятие по инициативе ФСБ поправок в УК, ужесточающих ответственность за разглашение гостайны, а также расширяющих толкование понятий «Государственная измена», «Шпионаж», «Незаконное получение гостайны». Согласно им,
к разглашению гостайны стала приравниваться не только передача секретной информации иностранным спецслужбам, но и «оказание консультационной деятельности» иностранным организациями, чья деятельность может представлять «угрозу безопасности страны».
Рассмотрение поправок проходило в закрытом от прессы режиме, правозащитников или недовольных к их обсуждению не привлекали, однако в конечном, третьем, чтении, формулировки оказались несколько смягчены.
Кроме этого Госдума активно боролась с пьяными водителями и кощунствующими гражданами.
Депутат от «Единой России» Ирина Яровая внесла в Госдуму законопроект, в котором предлагается ввести уголовное наказание за сам факт вождения автомобиля в пьяном виде, если ранее владелец машины уже был лишен прав за «пьяную» езду.
Тех, кто попался на таком правонарушении впервые, предлагается штрафовать на 200 тысяч рублей, приговаривать к принудительным работам или арестовывать на срок до 6 месяцев.
Этот законопроект Госдума принять еще не успела. Также еще не принята другая инициатива, устанавливающая стотысячные штрафы и возможную уголовную ответственность за оскорбление чувств верующих. Ее рассмотрение отложено, по информации «Газеты.Ru», по инициативе администрации президента.
Исполнительная Дума
Директор фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов сказал «Газете.Ru», что нынешняя Дума сделала выбор между дискуссией и интенсивностью решения задач, которые ставит исполнительная власть, в пользу последней.
«Поначалу, когда Нарышкин говорил, что Госдума — это место для дискуссий, когда начались споры, прошла «итальянская забастовка» (эта акция протеста, организованная коммунистами и справедливороссами, прошла в Госдуме в начале лета 2012-го во время обсуждения поправок, стократно увеличивающих штрафы за нарушение законодательства о митингах. Оппозиционные депутаты внесли в закон более 500 поправок, обсуждение которых затянулось до глубокой ночи и вызвало серьезное раздражение единороссов. — «Газета.Ru»), казалось, что выбор сделан в пользу плюралистичности. Однако вскоре
парламент стал технологичным органом, эффективно выполняющим волю исполнительной власти в короткие сроки и без лишний обсуждений. С точки зрения решения задач власти такая Дума эффективна, однако политический ее вес снижается из-за репутационных издержек», — считает Виноградов.
Спикер Госдумы Сергей Нарышкин на вопрос «Газеты.Ru» о том, не слишком ли поспешно Госдума принимает законы, ответил, что, напротив, эта Дума работает тщательнее, чем парламенты предыдущих созывов: «Все законопроекты проходят тщательное обсуждение в комитетах. Превратное мнение о скорости нашей работы складывается, так как люди видят только трансляцию или репортажи с заседаний. На самом деле за каждым законопроектом стоит большая работа».