За законопроект «имени Димы Яковлева» во втором чтении проголосовали 400 депутатов; четверо против, двое воздержались. Среди противников российского ответа на «акт Магнитского» оказались четыре «эсера» – Дмитрий Гудков, Илья Пономарев, Валерий Зубов, Сергей Петров.
«Справедливая Россия» в целом вырвалась вперед среди парламентских партий по числу не голосовавших – 27 человек. Воздержались эсер Олег Пахолков и Мария Максакова из «Единой России».
Дискуссия в Госдуме по «антимагнитскому» законопроекту, который вызвал бурное обсуждение в обществе, вплоть до министров и президента, вылилась в словесную дуэль всего двух депутатов – единоросса Владимира Плигина и эсера Ильи Пономарева.
Пономарев даже заметил, что получается, что он «единственный, кого интересует текст закона», чем вызвал критику Нарышкина, заявившего о несправедливости такого утверждения.
Поправка, вводящая запрет на усыновление российских детей американцами, была вынесена на отдельное голосование. Пономарев, ссылаясь на статистику, заявил, что в российских семьях вероятность смерти детей выше, чем в американских. Депутат просил парламентариев помнить при голосовании, что, поддерживая эту поправку, они лишают тысячи детей семей и «убивают» детей с тяжелыми заболеваниями.
Несколько раз Пономарев подчеркивал несимметричность ответных действий, заложенных в российском законопроекте. Однако поправку поддержали 388 депутатов, против – 15 человек. Среди проголосовавших за числится единоросс Вячеслав Осипов, о смерти которого спикер Сергей Нарышкин сообщил сразу после голосования по всему законопроекту.
Против поправки проголосовал, в частности, единоросс Борис Резник.
Представлявший проект глава комитета по законодательству Владимир Плигин посчитал нужным заступиться за Екатерину Лахову, инициировавшую поправку о сиротах. «Она сделала много для спасения конкретных людей», — впервые за все выступление разволновался Плигин.
Помимо детей-сирот закон коснется также занимающихся политическими проектами НКО, которые получают финансирование из США: они фактически поставлены вне закона. Кроме того, была принята поправка, распространяющая действие «закона Димы Яковлева» на любую страну, если она примет акт, аналогичный американскому. Евросоюз российский закон уже впечатлил. По словам главы комитета по международным делам Европейского парламента Элмара Брока, Европа не намерена принимать кардинальные меры, аналогичные «закону Магнитского».
Когда обсуждение скандального закона было уже закончено, эсер Дмитрий Гудков в обход регламента взял слово и заявил о необходимости обратить внимание на протесты против законопроекта, проходящие у стен Госдумы, а также на соответствующие петиции. Но договорить он не успел: Нарышкин обвинил его в нарушении регламента и выключил микрофон.
«Антимагнитский» законопроект расколол не только министерские, но и партийные ряды. В отличие от Пономарева и Гудкова, лидер партии «Справедливая Россия» Миронов заявил журналистам о поддержке поправок о сиротах. В списке проголосовавших за был и его правая рука – Левичев.
Коммунисты, в частности Сергей Решульский и Анатолий Локоть, подчеркивали последовательность своей позиции, напоминая, что полгода назад они, в отличие от других партий, голосовали против соглашения с США по усыновлению. Глава фракции «Единая Россия» в Госдуме Владимир Васильев заявил еще до рассмотрения законопроекта, что фракция будет голосовать за, отметив: «Команды, как вы видите, не было. Голосовать будем по совести».
Какая команда была дана сверху, действительно было сложно определить однозначно.
Вслед за реакцией президента Владимира Путина, доведенной до общественности его пресс-секретарем Дмитрием Песковым, по «сиротскому законопроекту» высказался премьер Дмитрий Медведев. Если глава государства посчитал реакцию депутатов слишком эмоциональной, но понятной, то премьер поддержал поправки парламентариев о запрете усыновления российских детей американцами. «Иностранное усыновление – это свидетельство равнодушия российского общества к сиротам и слабого внимания власти к этой проблеме», — заявил он на совместном заседании высшего и генерального советов «Единой России». И предложил единороссам разработать партийный проект по решению проблем сирот, в частности по вопросам усыновления.
Сегодняшнее голосование, видимо, можно считать быстрым стартом этого проекта.
Российский ответ на «акт Магнитского» был подготовлен депутатами в рекордные сроки, если иметь в виду, что на принятие американского закона ушло около двух лет. В третьем чтении «антимагнитский» законопроект может быть принят уже 21 декабря.
Депутаты, поддержавшие проект, не считают его поспешным. Как отметила единоросс Ирина Яровая, это очень «своевременный и выверенный законопроект, и, в отличие от американского, в нем есть нравственное начало».