В среду утром в Воронеже в рамках «дела Удальцова» начались обыски у правозащитницы Натальи Звягиной и бывшего вице-мэра Воронежа оппозиционера Александра Болдырева, у главы организации «Честный город» Романа Хабарова, заместителя главного редактора газеты «Мы – граждане» Геннадия Панкова, члена областного Демократического центра Бориса Супренка и члена центрального совета партии «Народный альянс» Анатолия Кравченко. Последний не присутствовал при обыске: Кравченко находился на слушаниях в Общественной палате РФ по проблеме разработки медно-никелевых месторождений в Воронежской области.
По словам адвоката Ольги Гнездиловой, которая выступает в качестве защитника Звягиной и Болдырева, санкции на обыски были даны Басманным судом Москвы. Они проводились приехавшими из Москвы следователями при поддержке местных оперативных работников из центра Э.
«Пока все пятеро находятся в статусе свидетелей, следственные действия продолжаются», — сказала Гнездилова и добавила, что уже дала подписку о неразглашении.
Роман Хабаров, который в ноябре 2011 года рассказал о пытках и вымогательствах в воронежской милиции, подробно описывал в Twitter сегодняшние следственные действия. «В 07.00 пришли с обыском ко мне и к маме. Искали доказуху финансирования мною беспорядков и лично Удальцова. Назвали его связью в Воронеже, — написал оппозиционер в своем микроблоге. Затем, по его словам, «следователь из Москвы и местные опера» повезли на допрос в Следственный комитет по Воронежской области. «Спрашивают про полевые лагеря, искали фотографии и документы...», — написал Хабаров, добавив, что его автомобилю неизвестные прокололи шины.
«В конспекте следователя вопросы про Удальцова, Развозжаева, Таргамадзе. Про Лебедева (Константин Лебедев — «Газета.Ru») спрашивают. Про «Анатомию протеста», Навального. Похоже, через Воронеж шли грузинские лари к Удальцову. «Доверительно», сказали, что я им не нужен, а на Удальцова есть «факты». И вообще все пошло из Минска, где они «спалились» местному ФСО», — передал содержание допроса Хабаров в своем Twitter.
Помимо правозащитников и оппозиционеров следователи из Москвы провели обыск в воронежском Доме прав человека и офисе движения «Солидарность», которые находятся в одном здании.
Судя по вопросам Хабарову, следователей из Москвы интересовал летний оппозиционный лагерь под Воронежем. Авторы фильма «Анатомия протеста-2» утверждали, что в лагерях оппозиции учат «цветным революциям», а финансирование этих лагерей осуществлялось из-за границы.
Обыски в воронежском Доме прав человека, где находится также приемная партии «Народный альянс», неофициальным лидером которой считается Алесей Навальный, закончились около 17.00 мск.
«В соответствии с постановлениями суда в жилищах указанных лиц проведены обыски, в ходе которых изъяты электронные носители информации, листовки и литература антиправительственного содержания», — говорится в сообщении СК. У Панкова «предположительно» изъяли сверток с «марихуаной». У Супренка, члена областного Демократического центра, изъяты документы, подтверждающие получение им в 2011 и 2012 годах грантов компаний, зарегистрированных в США, на сумму 469 тысяч рублей. «Эти денежные средства предназначались якобы на «защиту прав граждан, проживающих в многоквартирных домах» в городе Воронеже», — уточняет СК.
Следователи собрали «доказательства» организации Удальцовым, Развозжаевым и Лебедевым сборов оппозиционеров для обучения и вовлечения их в массовые беспорядки, утверждает ведомство. Занятия проводились летом 2012 года в различных регионах России. Кравченко, Хабаров, Болдырев, Супренок, Панков и Звягина – все, по данным СК, были на таких занятиях в Воронежской области.
Депутат Госдумы от «Справедливой России» Илья Пономарев был одним из организаторов летнего лагеря активистов в Воронежской области, которым в среду заинтересовались московские следователи. Он рассказал «Газете.Ru», что «летом действительно прошла серия лагерей – всего шесть таких встреч в Химках, Петербурге, Нижнем Новгороде, Волгограде и Новосибирске. В Воронежской области прошел первый такой лагерь. Активисты туда съехались в середине июля, многие из Крымска, где работали волонтёрами. Мы видели, что правоохранительные органы Воронежской области очень нервно реагируют на лагерь, но привлечь нас было не за что. Никакого экстремизма, обменивались опытом, разрабатывали программу движения, обсуждали работу современных профсоюзов, приезжали экологи, рассказывали что у них». Пономарев сравнил формат встреч в Воронежской области с «ОккупайАбаем» и «Антиселигером» в Химкинском лесу. По словам депутата, летние лагеря существовали на пожертвования самих активистов.
«После Крымска возникли сложности с финансированием (тогда Общественная палата подняла вопрос о законе, который бы регулировал финансирование волонтеров). Поэтому единственное, что мы смогли закупить централизовано, — это палатки, остальное покупали сами активисты», — утверждает Пономарев.
Координатор «Левого фронта» и обвиняемый в подготовке массовых беспорядков Сергей Удальцов обратил внимание, что полиция переписывала паспортные данные участников лагеря.
«Следователи, судя по Twiiter Романа Хабарова, интересуются финансированием лагерей и меня лично. Абсурд. Никакого централизованного финансирования. Я приезжал в лагерь под Воронежем на один день, мы сами скидывались на машину, чтобы добраться. Полиции было известно про лагерь, они тогда переписали данные всех его участников», — рассказал «Газете.Ru» Сергей Удальцов, который приезжал в лагерь с лекцией о перспективах протеста.
Так называемое «дело Удальцова» было возбуждено после демонстрации по НТВ фильма «Анатомия протеста-2», одним из героев которого был грузинский политик Гиви Таргамадзе. По утверждениям неизвестных авторов фильма, он призывал активистов левых организаций захватить власть в Калининграде и Владивостоке, а также обещал им финансирование. В качестве доказательств журналисты НТВ приводили видеозапись встречи в Минске, которая велась скрытой камерой. Сообщается, что Удальцов просил у Таргамадзе 35 тысяч долларов в месяц на подготовку протестных акций. Телевизионщики сообщают, что на эти деньги Удальцов ездил по регионам, «создавая базу своих сторонников». В фильме сообщается, что после встречи в Минске с Таргамадзе Удальцов побывал «в Калининграде, Курске, Казани, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Барнауле и других городах». Следователи, ознакомившись с сюжетом неизвестных журналистов телеканала НТВ, возбудили уголовное дело. Удальцова, активиста движения Леонида Развозжаева и члена «Российского социалистического действия» Константина Лебедева обвиняют в подготовке массовых беспорядков (ч. 1 ст. 212 УК РФ в порядке ч. 1 ст. 30). Развозжаев и Лебедев находятся в СИЗО, а Удальцов — под подпиской о невыезде.