В среду Госдума рассмотрит во втором чтении законопроект «О государственном оборонном заказе», планируется, что в третьем чтении он будет принят уже до конца текущей недели. Профильный комитет Госдумы уже дал свою положительную рекомендацию.
В середине ноября вице-премьер Дмитрий Рогозин, ответственный в правительстве за оборонный комплекс, пообещал президенту Владимиру Путину, что законопроект будет принят до конца года. Федеральный закон о гособоронзаказе призван упорядочить взаимоотношения между Минобороны и оборонными предприятиями.
Срыв гособоронзаказа в предыдущие годы был вызван противоречиями по поводу цен на продукцию — военное ведомство называло их зачастую неоправданно завышенными. В 2011 году в конфликт вокруг гособоронзаказа были вынуждены вмешиваться первые лица государства: тогдашний президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин.
Новый закон регулирует взаимоотношения между заказчиком оружия, в лице силовых ведомств и «Росатома» и его производителями, среди которых официально выделяется ответственный головной исполнитель, который определяет состав других исполнителей-субподрядчиков и обеспечивает поставки продукции.
Гособоронзаказ может быть размещен, как путем проведения тендеров, так и у единственного заказчика. В таком случае цену на продукцию и норму прибыли определяет правительство.
При этом в законопроекте предусмотрена теперь возможность изменения стоимости долгосрочного контракта.
«В случае, если в ходе исполнения государственного контракта, предметом которого являются поставки продукции по государственному оборонному заказу, и срок ее поставок по которому составляет не менее чем три года, произошло изменение цены на эту продукцию, цена такого контракта может быть изменена по решению правительства», — говорится в тексте законопроекта. С этой целью головной исполнитель представляет заказчику обоснования, необходимые для изменения цены государственного контракта.
По сравнению с первым чтением в законопроект внесен ряд дополнений, среди которых пункт о государственной приемке продукции, которая возложена на заказчика.
Законопроект предполагает меры государственного регулирования цен на продукцию в рамках гособоронзаказа. Государство берет на себя «определение минимального и максимального размеров рентабельности с учетом средств, которые необходимы головному исполнителю, исполнителю для развития производственных мощностей».
Для обеспечения исполнения гособоронзаказа головным предприятиям выделяются средства не только на его выполнение, но и возмещение затрат на выплату процентов по кредитам, а также выделение субсидий в случае угрозы банкротства. В законопроекте, рекомендуемом к принятию во втором чтении более подробно приписаны требования к надзору в сфере гособоронзаказа, а также антимонопольные требования к оборонным предприятия.
Главной проблемой в реализации нового закона может стать отсутствие специалистов, которые должны регулировать цены на продукцию, отмечает глава Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок. «Необходимо определить специалистов, которые будут смотреть за ценообразованием, причем это должны быть узкоспециализированные специалисты. А найти их будет трудно», — убежден эксперт.
Он обращает внимание на возвращение советского принципа госприемки. «Вообще в других странах госприемка отсутствует, но у нас было решено к ней вернуться. Мы строим капитализм, а отношение к работе осталось прежним. К сожалению прошлый министр (Анатолий Сердюков – «Газета.Ru») разрушил систему госприемки», — отмечает Цыганок. Эксперт считает, что следует обратить внимание и на другой советский опыт – конкуренции между оборонными предприятиями, об этом речь в законопроекте не идет.
«Товарищ Сталин, которого лично я критикую, делал так, чтобы технику производили разные заводы. Я помню во время года моего выпуска из училища, это было в 1967 году, шли испытания БМП четырех разных заводов. А сейчас у нас одна авиастроительная корпорация, одна судостроительная и так далее. А должна быть конкуренция», — уверен эксперт.
Новый закон о гособоронзаказе вряд ли сможет разрешить противоречия между Минобороны и предприятиями ВПК, полагает эксперт. «Проблемы все равно будут. Могу привести такой пример: производителям самолетных двигателей Минобороны сказало, что не будет оплачивать перевозку автомобильным транспортом. Но эксперты говорят, если их везти вагонами возможны серьезные повреждения», — отмечает Цыганок.