Система аутсорсинга в армии, введенная в свое время бывшим министром обороны Анатолием Сердюковым, может быть пересмотрена. Такое предположение высказал новый директор имущественных отношений Минобороны Дмитрий Куракин.
Привлечение гражданских организаций к обеспечению армии не может быть универсальным решением для всех военных частей, считает военный чиновник.
«На мой взгляд, нельзя вставать на какое-то единое, типовое решение в масштабах всех вооруженных сил. Если мы говорим об обеспечении функционирования вооруженных сил, то условия бывают абсолютно разные», — цитирует «Интерфакс» Куракина. При этом он оговорился, что это его личное мнение, которое он пока не обсуждал с министром обороны Сергеем Шойгу.
Куракин пояснил: одно дело, когда речь идет о боевом корабле в походе, другое — о маяке на Новой Земле, совсем другое — когда речь ведется о воинской части, дислоцированной в Москве, где сложилась на рынке развитая инфраструктура в части общепита, уборки территорий, обслуживания ЖКХ. «Это должны быть разные подходы. Не надо вставать на позицию единообразия», — подчеркнул Куракин.
«Может быть, скажу что-то крамольное, но я лично не вижу ничего плохого, когда солдат убирает свою личную казарму. Ничего страшного в этом нет, мы все это делали. Не надо солдату ждать бабушку из «Славянки» с метелкой, которая уберет за ним мусор», — добавил директор имущественных отношений военного ведомства.
Аутсорсинг при обеспечении гражданских потребностей военного ведомства был введен при экс-министре Сердюкове, который объяснял это тем, что военнослужащие не должны отвлекаться от выполнения боевых задач. Поэтому питание, обслуживание военной техники и многое другое было передано в ведение гражданских организаций.
В свое время высшее руководство страны исключительно благожелательно отнеслось к идее гражданских подрядов. В сентябре прошлого года тогдашний президент Дмитрий Медведев высоко оценил инициативу своего министра. «Военная служба заключается в другом — в приобретении боевых навыков», — повторил его тезис Медведев, заметивший, что первоначально у него был, конечно, скепсис, что «мы сможем наладить нормальное хозяйственное обслуживание за счет привлекаемых организаций, тем более что практика хозяйственных работ в наших вооруженных силах имеет давнюю историю». Медведев, как раз тогда объявивший повышение обороноспособности страны главным приоритетом своей политики, пообещал дополнительные средства на организацию аутсорсинговых программ.
Однако с началом в октябре этого года антикоррупционной кампании в Минобороны под удар попала ключевое звено в новой системе аутсорсинга — ОАО «Славянка», которое было «дочкой» «Оборонсервиса», подчинявшегося, в свою очередь, военному ведомству. Александр Елькин, генеральный директор «Славянки», которой было передано обслуживание жилых домов в военных городках, благоустройство и уборка территорий, был арестован в середине ноября по обвинению в мошенничестве вслед за руководством «Оборонсервиса».
Именно деятельность «Славянки» вызывала больше всего претензий со стороны военнослужащих: они жаловались на перебои в отоплении, нерегулярный вывоз мусора и уборку территорий. При этом квартплата значительно возросла. Другой проблемой аутсорсинга было обслуживание армейских частей в отдаленных районах или во время учений. Сами военные жаловались, что при сокращении штатных должностей им приходится заниматься самообслуживанием.
О проблемах аутсорсинга в армии президент России Владимир Путин заговорил еще в июне, он предложил проанализировать его эффективность.
«В целом такие способы обслуживания вооруженных сил сегодня применяются во всех ведущих странах мира, с тем чтобы избавить военнослужащих от исполнения не свойственных им функций. У нашей армии раньше никогда такого не было. В целом это достаточно эффективная система, но ее внедрение, конечно, связано с определенными проблема и сбоями», — отметил вернувшийся в Кремль Путин.
При этом он оговорился, что необходимо учитывать российскую специфику и совершенствовать систему аутсорсинга. «Либо, если мы убедимся, что в наших российских условиях это неприменимо, будем отказываться», — отметил Путин. При этом он выразил прежнюю уверенность, что солдаты не должны выполнять не свойственные им функции. «Если мы солдата призываем на 12 месяцев, а он шесть месяцев драит, извините, гальюн или у печки стоит, из него хорошего специалиста совсем не получится», — подчеркнул президент.
Аутсорсинг в армии — это действительно очень проблемная сфера, отмечает член президентского совета по правам человека, координатор проекта «Человек и армия» Сергей Кривенко. «С одной стороны, как идея — как избавить военнослужащего по призыву от выполнения не свойственных ему работ — это хорошо и здраво. Многие ребята, проходящие службу, действительно от этого избавлены. Тем более срок службы был сокращен до одного года, за который надо дать солдату необходимые навыки», — отмечает эксперт. Но при введении аутсорсинга возникло много проблем.
«Реализация этой идеи сопровождалась большими скандалами. Они были вызваны ошибками в управлении. Те структуры, которые были предназначены для аутсорсинга, зачастую аффилированы с Минобороны. Не была выстроена схема «заказчик — исполнитель — контролер», все замыкалось на военное ведомство», — подчеркивает Кривенко.
По его словам, во многих частях военные жаловались на недобросовестность гражданских подрядчиков. «На Дальнем Востоке одна из фирм ради получения прибыли наняла на работу в качестве поваров бомжей, ну понятно, какое было питание. Такие скандалы есть», — подчеркивает эксперт.
Другой проблемой является обеспечение военных подразделений во время боевых действий. «Тут не очень ясная ситуация. Хотя остаются тыловые службы, которые и должны обеспечивать армию. К счастью, в ближайшее время никакой войны у нас не будет, и есть время для решения и этой проблемы», — уверен Кривенко.
После изменений в руководстве Минобороны после отставки Сердюкова на фоне коррупционных скандалов в ведомстве заговорили о корректировке реформы армии, проведенной в конце 2000-х. В частности, Шойгу распорядился пересмотреть решение о том, что воспитанники суворовских и нахимовских училищ не должны принимать участие в параде 9 Мая. Затем новый министр обороны приостановил перенос Военно-медицинской академии имени Кирова из исторического центра Петербурга. После этого источники в Минобороны сообщали, что Шойгу выступает против перехода к болонской системе образования для выпускников военных вузов. На первой коллегии Минобороны, которая прошла в закрытом режиме, по данным присутствовавших на ней источников, речь шла о недостаточной комплектации армии и отсутствии современного вооружения. Сам Шойгу отметил, что в последнее время сделано «немало, но еще больше нужно поправлять и изменять».