После многочасовых дискуссий грузинский парламент принял в среду постановление по статусу политзаключенных и политбеженцев. В список политзэков попали 215 человек, из которых 190 признаны политзаключенными, а 25 – гонимыми по политическим мотивам.
За постановление проголосовали 77 депутатов, против –14. Решение было принято парламентским большинством в лице коалиции «Грузинская мечта», которая на осенних выборах победила президентское «Единое национальное движение» (ЕНД).
По оценке председателя парламентского комитета по защите прав человека Эки Беселия, после девяти лет правления «Единого национального движения» (главой которого является нынешний президент Михаил Саакашвили) высший законодательный орган страны впервые официально признал факты преследования политических оппонентов.
Беселия назвала людей, внесенных в список «заложниками» ранее находившегося у власти «Нацдвижения», и подчеркнула, что парламент борется за их освобождение законными методами.
У представителей ныне оппозиционного «Нацдвижения» совсем другие оценки происходящего.
По мнению партии Саакашвили, в перечень политзэков попали лица, отбывающие сроки за теракты по заказу спецслужб иностранного государства, обвиненные в шпионаже, а также те, кто планировал вооруженный мятеж. «Националы» уверены, что среди них нет ни одного политзаключенного.
Как заявила в эфире телекомпании «Маэстро» одна из лидеров «Нацдвижения» Чиора Тактакишвили, утверждение данного списка является великим позором для парламента. Другой представитель этой партии, Георгий Габашвили, расценил данный шаг парламентского большинства как политический и не имеющий никакого отношения к восстановлению справедливости.
В частности, небезызвестный в России депутат парламента от «Нацдвижения» Гиви Таргамадзе (возглавлявший комитет по обороне в парламенте прежнего созыва) выразил протест против того, что к политзаключенным причислены осужденные по так называемому мухованскому мятежу.
В основном в списке также значатся активисты различных партий и движений, оппозиционных «Нацдвижению». Ранее некоторые из них в ожидании статуса политзаключенных отказались подписывать заявления о помиловании.
При этом в перечне нет экс-министра обороны страны Ираклия Окруашвили, чье имя изъяли оттуда из-за того, что он вернулся на родину, чтобы доказать свою невиновность в суде. Напомним, Окруашвили был осужден за создание незаконных вооруженных формирований, а также вымогательство, отмывание денег, превышение полномочий и служебную халатность. С 2008 года Окруашвили проживал во Франции, предоставившей ему политическое убежище.
Политическая амнистия была инициирована комитетом по защите прав человека при содействии нескольких правозащитных неправительственных организаций. Но список политзэков не окончательный. Как сказала «Газете.Ru» глава НПО «Бывшие политзаключенные за права человека» Нана Какабадзе, около 60 дел, поступивших позднее других, так и остались неизученными. Однако их непременно рассмотрят, уверена правозащитница.
В этом случае новый список должен будет появиться в месячный срок, и его снова надо будет утверждать в парламенте.
Утверждение статуса политзаключенных и политбеженцев — лишь первый шаг. Как сказала журналистам еще до начала пленарного заседания председатель парламентского комитета по защите прав человека Эка Беселия, «признание определенных лиц политзаключенными — не главная задача. Главное — создание механизмов по их освобождению».
Правозащитница Нана Какабадзе разъяснила «Газете.Ru», что, по имеющейся у нее информации, освобождение политзэков произойдет в рамках амнистии.
«К сожалению, речь идет не о специальной амнистии политзаключенных и политбеженцев — документ об общей амнистии просто дополнят двумя пунктами, которые соответственно коснутся политзаключенных и политбеженцев», — сказала она.
Какабадзе надеется, что отработка нового механизма освобождения политзаключенных будет завершена до Нового года. Хотя и признает, что дело может затянуться с учетом сложности самой процедуры амнистии.
«Документ по амнистии принимается по закону в результате трех парламентских слушаний, после этого он должен быть представлен на подпись президенту (Михаилу Саакашвили. – «Газета.Ru). Неизвестно, как скоро он его подпишет. В случае если президент не подпишет документ, то он снова должен будет вернуться в парламент на новое голосование, и потом уже амнистия будет принята за подписью председателя парламента», — сказала Нана Какабадзе.
Другими словами, Саакашвили никак не сможет заблокировать принятие этого документа, в лучшем случае — отсрочить.
Лидер организации «Демократическое движение – Единая Грузия» Нино Бурджанадзе рассказала «Газете.Ru», что ее супруг Бадри Бицадзе, который признан политически гонимым лицом, стремится максимально быстро вернуться домой. Напомним: Бицадзе, покинувший страну после событий мая 2011 года, был заочно приговорен к 5 годам и 6 месяцам лишения свободы как один из организаторов акций «Народного собрания».
«Я надеюсь, что к Новому году он и остальные политически гонимые будут в своих домах», — сказала Бурджанадзе.
По ее словам, супруг был осужден на основе показаний отставного генерала Гии Учава, который недавно отказался от своих слов, данных под принуждением. Ожидается, что прокуратура автоматически аннулирует это дело.
По оценке президента независимого клуба экспертов Сосо Цискаришвили, сегодняшнее постановление парламента имеет большое политическое значение. «Все становится на свои места, и грузинское государство признает факт наличия политических заключенных в своих тюрьмах – о чем, кстати, неоднократно говорилось в публикациях различных международных правозащитных организаций, а также в одном из документов Госдепа США. Прежние власти Грузии этот факт категорически отрицали. Настала пора, когда Грузия заявляет на весь мир: да у нас были, но никогда больше не будет политзаключенных», — сказал он «Газете.Ru».
Впрочем, «националы» вряд ли согласятся с таким утверждением. После победы на парламентских выборах новые грузинские власти инициировали целый ряд уголовных дел против чиновников и силовиков из окружения Михаила Саакашвили. Представители «Нацдвижения» считают, что этих людей преследуют по политическим мотивам. Инициировавшая данную кампанию «Грузинская мечта» во главе с премьером Бидзиной Иванишвили заверяет, что эти уголовные дела не имеют никакого отношения к политике.