Реформа армии, которая была начата экс-главой Минобороны Анатолием Сердюковым, будет скорректирована, но резких изменений ждать не стоит, об этом во вторник сообщил начальник Генштаба Валерий Герасимов на встрече с военными атташе.
«Предвосхищая ваши вопросы о возможности резкого изменения курса военного строительства, отмечу, что его не будет. Президентом Российской Федерации в 2008 году обозначены четкие задачи развития нашей армии, они будут выполнены. Естественно, какие-то вопросы подвергнутся определенной корректировке с учетом вскрывшихся недостатков», — цитирует Герасимова РИА «Новости».
Глава Генштаба в очередной раз подтвердил, что в армии сохранится смешанная система комплектования, вооруженные силы не будут полностью комплектоваться служащими по контракту. «В России во все времена военная служба являлась делом чести и почетной обязанностью каждого гражданина. Мы не считаем необходимым отходить от этого принципа», — отметил Герасимов. Не будет и увеличен срок срочной службы, о такой возможности недавно говорили представители КПРФ.
«Никто не собирается увеличивать срок службы по призыву», — отметил глава Генштаба.
Дискуссия по поводу увеличения срока срочной службы связана с тем, что армия испытывает недостаток в комплектовании. Несмотря на заверения чиновников Минобороны о том, что в численность армии составляет 1 млн человек, в настоящее время число военнослужащих не превышает 700 тысяч. Весенний призыв составил 155 тысяч человек, осенний — около 140 тысяч человек. Также в армии проходят службу менее 200 тысяч служащих по контракту и не более 200 тысяч офицеров.
Герасимов рассказал, что в Минобороны будет создано отдельное подразделение, которое займется контролем выполнения контрактов в рамках гособоронзаказа.
«Что касается создания новых видов вооружений и военной техники, у предприятий ОПК масса соисполнителей. Тем не менее в Минобороны решением министра будет создана структура, которая позволит контролировать не только заключение контрактов, но и работы на всех этапах производственного цикла», — сказал глава Генштаба.
Это решение можно назвать продолжением политики Анатолия Сердюкова, именно при нем военное ведомство стало предъявлять все возрастающие требования предприятиям ВПК по поводу цены и качества продукции, что регулярно приводило к выяснению отношений между Минобороны и производителями вооружений.
Сердюков лишился своего поста после заведения уголовных дел по факту коррупции в подконтрольных Минобороны «Оборонсервисе» и ОАО «Славянка». Сменивший его на этом посту Сергей Шойгу уже сделал несколько заявлений об отмене распоряжений своего предшественника. Он распорядился пересмотреть решение о том, что воспитанники суворовских и нахимовских училищ не должны принимать участие в параде 9 Мая. Затем новый министр обороны приостановил перенос Военно-медицинской академии имени Кирова из исторического центра Петербург. Затем источники в Минобороны сообщали, что Шойгу выступает против перехода к болонской системе образования для выпускников военных вузов.
На первой коллегии Минобороны, которое прошло в закрытом режиме, по данным присутствовавших на ней источников, речь шла о недостаточной комплектации армии и отсутствии современного вооружения. Сам Шойгу отметил, что в последнее время сделано «немало, но еще больше нужно поправлять и изменять».
Курс военного строительства никто менять не собирается, поэтому все принципиальные решения по военной реформе остаются в силе, уверен глава общественного совета при Минобороны главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
«У нас была не реформа Анатолия Сердюкова, а была реформа, основные параметры которой были оформлены президентом. То есть курс военной реформы будет полностью продолжен за исключением некоторых моментов с учетом вскрывшихся недостатков в системе военного образования, военной медицины, и усиление контрольных процедур за деятельностью тех структур, которые занимаются аутсорсингом вооруженных сил», — отмечает эксперт.
Генштаб является основным заказчиком, поэтому создание контрольного подразделения, которое будет следить за гособоронзаказом, оправдано, считает Коротченко.
У реформы армии не было четкого плана действий, вряд ли он появится и при новом министре обороны,
считает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.
«Не думаю, что Минобороны Шойгу пытается корректировать курс реформы или вносить какие-то правки. Корректировать нечего. У реформы Сердюкова не было никакого курса, она шла методом проб и ошибок. Есть основания полагать, что и Шойгу будет действовать по тому же принципу», — уверен эксперт.