Среди россиян больше тех, кто поддерживает решение Русской православной церкви разрешить священнослужителям баллотироваться на выборах — 43% против 38%. Об этом свидетельствуют данные опроса ВЦИОМ, который был проведен 10—11 ноября 2012 года среди 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России.
В августе ВЦИОМ констатировал, что три четверти россиян убеждены, что церковь должна оставаться вне политики (75%). Опрос проводился 9—10 июня 2012 года.
За священников во власти выступают прежде всего 52% селян, пожилые люди (49%), сторонники «Единой России» (49%) и православные (47%).
Священнослужители, как и остальные граждане России, имеют те же права — так сторонники продвижения церкви во власть объясняют свою позицию (42%). Еще 15% верят, что служители церкви будут более порядочными и честными.
Против хождения представителей РПЦ во власть высказываются атеисты (46%), сторонники ЛДПР (48%), жители крупных городов (52%). Противники участия служителей церкви в политике считают, что они «должны заниматься своим делом, а не лезть в политику» (49%). Еще 32% придерживают точки зрения, что «церковь и государство должны быть отделены друг от друга».
В целом же за священника на выборах готовы проголосовать 42% опрошенных, не готовы — 44%.
В октябре Священный синод РПЦ Московского патриархата разрешил священнослужителям принимать участие в выборах, чтобы оппонировать партиям, которые намерены использовать власть для борьбы с РПЦ. Согласно постановлению синода, иерарх, клирик, монашествующий или мирянин, который несет послушание в общецерковных учреждениях, в случае своего намерения баллотироваться на выборах должен заранее подать прошение на имя патриарха и Священного синода или же в синод самоуправляемой церкви. В нем он должен обосновать необходимость баллотироваться. Еще ему нужно указать, какая именно политическая сила и каким образом планирует противодействовать церкви. Это прошение должно быть подано до начала предвыборной кампании.
В некоторых регионах России вполне возможно, что россияне выберут беспартийного священника, а не представителя «Единой России», считает главный редактор журнала «Религия и право» Анатолий Пчелинцев. Как он отмечает,
клерикализация власти происходит на фоне коррупционных скандалов, авторитет власти стремительно падает, люди ищут какую-то опору, и ничего не остается, как у нас говорится, кроме армии и церкви.
Священники шли во власть в России и раньше.
В дореволюционных созывах Государственной думы доля священников непрерывно росла: если в первой было всего 6 священнослужителей, то в последней, четвертой, избранной в 1912 году, они составляли уже 11% депутатского корпуса. Но особой политической активностью священники не отличались и на роль идейных лидеров не претендовали.
В декабре 1917 года будущий патриарх Московский и всея Руси Сергий был избран членом Учредительного собрания, вскоре разогнанного большевиками. Вновь священники попали в представительные органы власти только на излете советской власти — они были депутатами последних Верховных советов и Съездов народных депутатов.
Некоторые эксперты считают, что нынешний процесс слишком активной клерикализации власти в России может разогнать центробежные силы в стране. «Клерикализация России — первый шаг к ее распаду на территориальные образования, потому что по границам расположены национальные образования с другой, неправославной конфессией, у представителей которой появится возможность сказать, что православные их оккупировали», — считает председатель Нижегородского отделения Российского общества социологов Галина Широкалова.
По ее мнению, клерикализация рассматривается государством как способ воздействия на настроения людей, «в частности, путем внедрения таких заповедей, как подставь другую щеку, терпи, дальше будет хорошо — имеется в виду, на том свете».
О том, что власть все более утрачивает элементы светскости, говорит хотя бы тот факт, что сейчас идет разговор о создании молитвенных комнат в государственных школах, указывает Пчелинцев: «Это не только нарушает Конституцию РФ, это мина замедленного действия, которая взорвет наше многонациональное и многоконфессиональное государство, это может привести к распаду государства».