Представители внутренней сирийской оппозиции – действующий с начала гражданской войны в 2011 году «Национальный координационный комитет за демократические перемены» (НКК) и представители курдских меньшинств — в ночь на четверг прибыли в Москву. У делегатов запланирована встреча с главой российского МИДа Сергеем Лавровым, спецпредставителем президента по Ближнему Востоку Михаилом Богдановым и депутатами Госдумы. Встречу ранее анонсировал сам министр.
Целью очередного визита в Москву сирийской оппозиции официально объявляется продолжение диалога между различными группами оппозиции и действующим правительством Сирии.
Но одной из главных тем, вероятно, станет вопрос объединения противоборствующих оппозиционных групп.
Так, по прибытии в Москву оппозиционеры особо подчеркнули важность объединения разрозненной оппозиции. «Можно объединить внутреннюю и внешнюю оппозиции, но это требует согласия по главным вопросам», — цитирует ИТАР-ТАСС генерального координатора НКК Хасана Абдель Азима, который не уточнил, какие вопросы требуют согласования. Его заместитель Ареф Далиль также подчеркнул, что внутренняя оппозиция выступает против эскалации конфликта внутри страны и отказывается от диалога с властями, но готова вести переговоры.
«Мы готовы не к диалогу, а к переговорам с властями САР, на которых будет обсуждаться изменение политического режима». Далиль пояснил, что правительство Башара Асада настаивает на диалоге, но требования оппозиции обсуждению не подлежат. «Мы настаиваем, чтобы революция была мирной и было прекращено кровопролитие, — продолжил Азим. — Комитет всегда старался объединить оппозицию на этих принципах».
НКК относится к той части сирийской оппозиции, которая выступает за заключение договоренностей на основе коммюнике, принятого 30 июня в Женеве на международной конференции по Сирии — в нем говорится о формировании в Сирии переходного правительства с участием всех сторон конфликта, а также предусматривается возможность пересмотра конституции страны с последующим проведением многопартийных выборов в новые госорганы власти. Также НКК поддерживает план, предложенный Лахдаром Брахими — спецпосланником ООН и Лиги арабских государств по Сирии. Он предполагает прекращение огня всеми сторонами конфликта и введение в Сирию 3 тысяч миротворцев ООН.
«Нам сейчас требуется, чтобы все стороны, имеющие отношение к сирийской проблеме, - члены Совбеза ООН, страны Запада, Россия, Китай и Лига арабских государств, - преодолели все противоречия, для того чтобы остановить военные действия, освободить заключенных и начать выполнение Женевского коммюнике, и чтобы успешно выполнить план Лахдара Брахими», - заявил генеральный координатор НКК.
Азим подчеркнул, что, прежде чем начать переговорный процесс с правительством Башара Асада, необходимо остановить «насилие и убийства в Сирии» и «снять противоречия» между самими оппозиционными группировками.
Между тем, большая часть сирийской оппозиции считает, что для начала необходимо сместить режим Асада, а уже потом начинать разговоры о будущем устройстве страны.
Противоречия между оппозицией в изгнании и повстанцами, воюющими на территории страны, обострились в середине ноября, когда часть сирийских борцов против Башара Асада объединилась в очередную коалицию. Блок воюющих повстанцев и политических эмигрантов назвали Национальной коалицией оппозиционных и революционных сил (НКОРС), а его главой выбрали известного исламского проповедника и ученого Ахмеда Муааз аль-Хатиба, бежавшего летом из Дамаска. Официальный Дамаск именует ее «Катарская коалиция».
Сформированная в столице Катара – Дохе НКОРС, объявившая себя единственным легитимным представителем народа, рассчитывает главным образом на поддержку со стороны Запада и арабских стран и делает ставку не на переговоры с официальным Дамаском, а на силовое свержение режима, что, в свою очередь, прямо противоречит Женевскому коммюнике.
Коалиция объявила о намерении создать правительство в изгнании. Однако в новый антиправительственный союз вошли далеко не все представители оппозиции. В частности, переговоры проигнорировали представители Национального координационного комитета (НКК), действующего внутри Сирии.
Отказа войти в блок внутренней оппозиции следовало ожидать. Новая коалиция является уже второй попыткой объединения оппозиции после Сирийского национального совета (СНС), созданного еще в прошлом году, когда началась гражданская война. В совете доминировала исламистская ассоциация «Братья-мусульмане» (организация запрещена в России), и он получил слабую поддержку со стороны Запада, в результате чего возникла необходимость в очередном новом объединении.
В НКОРС у представителей СНС оказалось 27 представителей, что и стало причиной разногласий, практически сразу вспыхнувших на встрече, которая прошла в среду 28 ноября. Члены от СНС заявили, что не будут продолжать работу, пока их представителей не станет больше. Их оппоненты в коалиции не согласны с этими требованиями. Они считают, что будущее Сирии важнее, чем амбиции «Братьев-мусульман», тем более что они и так располагают почти половиной из 60-ти мест в НКОРС.
Накануне Сергею Лаврову пришлось объясниться в связи с заявлением некоммерческой организации Pro Publica о поставках Россией порядка 240 т банкнот в иностранной валюте.
По данным организации, ссылающейся на некие сопроводительные документы, летом 2012 года грузовой самолет Ил-76 сирийских ВВС сделал восемь рейсов из Дамаска в Москву. В России сирийский самолет каждый раз якобы загружали 30 т банкнот. При этом организация отмечает, что не может подтвердить подлинность документов и сообщить о номинале и типе банкнот.
Лавров заверил, что Россия не выступает категорически против внешнего вмешательства в ситуацию в Сирии и сама не намерена участвовать в вооруженном конфликте, и тем более не принимает ни одну из сторон. «Разумеется, ни о каком вовлечении России в вооруженный конфликт не может быть и речи. Пункт материально-технического обеспечения ВМФ в Тартусе функционирует в штатном режиме. Подчеркну: наше многолетнее сотрудничество в военно-технической области служит прежде всего поддержанию стабильности на Ближнем Востоке и никогда не было нацелено на поддержку каких-либо сил на внутрисирийской арене», — цитирует Лаврова РИА «Новости».
Представители НКК в апреле уже посещали Москву с официальным визитом.