Комитет ООН против пыток жестко раскритиковал Россию за провалы в расследованиях широко известных случаев применения насилия к гражданам, а также за участившиеся случаи запугивания и репрессий против защитников прав человека и журналистов, сообщает Associated Press. «Круглый стол», объединяющий десять независимых экспертов, выразил озабоченность по поводу отсутствия реакции российских правоохранительных органов на множественные сообщения о применении пыток, даже самые резонансные. До суда доходит сравнительно небольшое число уголовных дел, возбужденных по заявлениям пострадавших от рук силовиков, пришли к выводу в ООН.
Новый доклад профильного комитета Объединенных Наций посвящен выполнению международных обязательств в сфере пыток и других унижающих достоинство человека видов наказания. Москва ратифицировала соответствующий договор еще в 1987 году. Спустя 25 лет российские правозащитники продолжают сообщать о многочисленных случаях, когда правоохранительные органы с помощью насилия пытаются добиться от задержанных признательных показаний, говорится в тексте документа. А еще в России до сих пор не реализуется право задержанных на адвоката.
Комитет ООН призвал Россию принять «немедленные и эффективные меры для предотвращения любых случаев пыток и жестокого обращения на территории всей страны». Кроме того, эксперты говорят о необходимости «ликвидировать безнаказанность среди ответственных лиц». Документ также указывает на участившиеся случаи запугивания, преследования и нападения на правозащитников и организации, следящие за выполнением Россией международных обязательств.
В числе прочего недовольство ООН вызвала серия законов, последовавшая за массовыми протестами и инаугурацией Владимира Путина на третий президентский срок. Комитет ООН против пыток настоятельно рекомендует РФ отказаться от законов об НКО и о госизмене.
В июле депутаты Государственной думы предложили Минюсту создать особый реестр для контроля за некоммерческими организациями, занимающимися политической деятельностью. По закону, вступившему в силу в конце ноября, НКО должна регистрироваться в списке организаций — «иностранных агентов», если финансирование ее деятельности оплачивается западными фондами. Новинка вызвала протесты правозащитников, отказавшихся регистрироваться в реестре и работать с ярлыком «иностранных агентов».
Последним в серии репрессивных законов стал документ, существенно расширяющий понятия «шпионаж» и «государственная измена». Согласно поправкам, принятым в существовавшие законы, под определение «госизмена» теперь попадает оказание «финансовой, материальной, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ». Российские правозащитники неоднократно высказывали опасения, что новый закон будет широко использоваться, чтобы подавить их активность.
В докладе упоминается гибель в ноябре 2009 года в московском СИЗО юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского. Авторы обращают внимание, что к ответственности был привлечен лишь сравнительно мелкий чиновник системы ФСИН. А в «список Магнитского», включающий лиц, ответственных за гибель юриста, вошло несколько десятков человек (в США решением госдепартамента некоторым из них уже негласно запрещен въезд и финансовые операции; аналогичные меры готовится принять ЕС). Эксперты призывают к скорейшему и всеобъемлющему расследованию причастности этих лиц к гибели Магнитского, «чтобы удостовериться в том, что все ответственные за пытки над ним и его смерть были наказаны по законам, соответствующим тяжести преступления».
Комитет против пыток ООН среди прочего призывает Россию расследовать убийство журналистки «Новой газеты» Анны Политковской в 2006 году, а также гибель работавшей на Северном Кавказе правозащитницы Натальи Эстемировой в 2009 году. Российские власти также должны обратить внимание на избиение адвоката Сапият Магомедовой, пострадавшей от рук дагестанской полиции в 2010 году.
Десять составителей также выразили серьезное беспокойство по поводу независимости общественных наблюдательных комиссий, осуществляющих надзор за местами лишения свободы. В ООН ссылаются на сообщения о давлении на членов комиссий, включая преследование свердловского правозащитника Алексея Соколова. Для полноценной работы ОНК должны иметь долгосрочное разрешение на вход в СИЗО и колонии, а также право наносить в места заключения неожиданные визиты.
Экспертный доклад был подготовлен в конце сессии ООН в Женеве, в рамках которой прошло две встречи по ситуации в России. На заседаниях делегация высокопоставленных чиновников из Москвы отчитывалась о ратификации новых международных соглашений, а также о создании независимого от прокуратуры правоохранительного органа – Следственного комитета. Чиновники ООН дипломатично похвалили позитивные шаги, но отметили, что новая структура также является предметом серьезного беспокойства.
Беспристрастность и эффективность Следственного комитета вызывает вопросы у чиновников ООН в связи со скандалом с главой ведомства Александром Бастрыкиным и замглавреда «Новой газеты» Сергеем Соколовым.
В июне главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов сообщил, что Бастрыкин вывез Соколова в лес и угрожал ему там физической расправой за критические публикации. Глава СК сначала отрицал факт встречи, а затем признал, что разговор действительно был, но происходил не в лесу, а на обочине дороги. После публичного примирения с редакцией «Новой газеты» скандал сошел на нет.
Чиновники ООН в докладе обращают внимание, что реальное расследование этого случая так и не велось, а Бастрыкину не дали даже дисциплинарного взыскания.