Московская городская избирательная комиссия подготовила проект закона «О порядке отзыва мэра Москвы». Документ пока не внесен в Мосгордуму, но в случае его принятия для вынесения на референдум вопроса о лишении Сергея Собинина полномочий мэра Москвы потребуется решение суда и несколько миллионов подписей. Согласно законопроекту, текст которого оказался в распоряжении агентства «Интерфакс», основанием для лишения полномочий мэра может быть нарушение законодательства России или Москвы, или же «неоднократное грубое без уважительных причин неисполнение своих обязанностей».
Эти злоупотребления полномочиями мэра должны быть подтверждены судом по инициативе политических партий или группы избирателей в составе не менее ста человек.
Только после решения суда, может быть создана инициативная группа в составе не менее трехсот человек, которую зарегистрирует Мосгоризбирком и которая займется сбором подписей московских избирателей. Для постановки на голосование инициативы по отзыву мэра, избранного на прямых выборах, инициативной группе граждан достаточно за 30 дней собрать подписи не менее 25% московских избирателей.
В Москве, по данным Мосгоризбиркома, зарегистрировано 7,28 млн избирателей, то есть для голосования по вопросу отзыва градоначальника потребуется 1,82 млн подписей.
В случае если необходимые подписи собраны, Мосгордума назначает голосование об отзыве мэра на воскресенье не позднее 60 и не раньше 55 дней со дня принятия депутатами соответствующего постановления. Решение об отзыве будет приниматься простым большинство депутатских голосов, а в случае отрицательного решения повторную попытку отзыва можно будет провести лишь через два года.
Председатель комиссии Мосгордумы по законодательству Александр Семенников считает, что это — «ожидаемый законопроект». Он подготовлен в рамках меняющегося законодательства, предусматривающего прямые выборы глав регионов. По словам депутата, в помощь регионам разработан и размещен на сайте Центральной избирательной комиссии образец такого закона. «Модельный закон предлагает общую для всех субъектов модель, чтобы они не ломали голову, не изобретали ничего сами, — пояснил он. — Есть такой прием юридической техники, когда предлагаются подобные модельные законы – не обязательные, но примерные. В частности, так было с законами о Счетной палате регионов».
Семенников предположил, что следуя законам логики отзыв будет иметь отношение только к избранным главам регионов. На наделенного полномочиями мэра Москвы Сергея Собянина он не распространяется.
В Центризбиркоме, напротив уверены, что отозвать можно будет и Сергея Собянина. «Закон, если будет принят, может быть применен и в отношении назначенного президентом Сергея Собянина», — сказала «Газете.Ru» член Центризбиркома, возглавлявшая рабочую группу по подготовке модельного проекта закона Майя Гришина.
Все регионы до 31 декабря 2012 года должны принять законы об отзыве глав субъектов в связи с возвращением выборности губернаторов и других изменениях в избирательном законодательстве, пояснила Гришина. По ее словам, 2 мая президентом были подписаны поправки федеральный закон (№ 40-ФЗ) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Поправки предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта.
В федеральном законе №40 спрятана ловушка для региональных законодателей. П.3 ст. 4 закона признает право граждан выдвинуть инициативу об отзыве главы субъекта, наделенного полномочиями, а не избранного, не ранее чем по истечении одного года со дня его вступления в должность. Другими словами, Сергей Собянин, назначенный Дмитрием Медведевым и выступивший в должность мэра Москвы 21 октября 2010 года, может подпасть под действие закона «О порядке отзыва мэра Москвы».
Депутаты Мосгордумы, отмечают, что политических оснований для отзыва мэра недостаточно.
«Процедура отзыва не может быть инициирована тогда, когда кому-то не понравится деятельность губернатора, — пояснил «Газете.Ru» Александр Семенников.. – Решение об отзыве не принимается по политическим мотивам, или в связи с неудовлетворенностью его деятельностью в принципе. Закон определяет полномочия губернатора, как они должны осуществляться, и если нарушаются нормы, установленные законом, и это зафиксировано в приговоре суда, тогда появляется возможность для инициирования процедуры отзыва. Иначе не будет никакой стабильности власти».
Депутат также отметил, что вопрос распространения закона на Собянина зависит от момента вступления в силу. «То есть принять могут до 2013 года, а действовать начнет с 2015», — сказал Семенников.
По мнению экспертов, должно случиться «чудо», чтобы пройти все барьеры закона и отозвать московского мэра.
«В законопроекте предусмотрено не меньше четырех на практике непреодолимых барьеров. Во-первых, суд, особенно в Москве, сосредоточен на исполнительной власти. Добиться решения суда о злоупотребление полномочиями даже мелкого чиновника почти невозможно. Во-вторых, сбор подписей, опять же в условиях Москвы, задача крайне сложная особенно в ограниченный срок. Здесь особых усилий стоит найти граждан с правом голоса в Москве. Избирательная комиссия, как мы не раз убеждались, всегда может забраковать подписи. Ну и, конечно, фальсификации на референдуме не исключены», — заключил исполнительный директор ассоциации «Голос» Григорий Мелконьянц.