Законопроект о «списке Магнитского», вызвавший жаркие дипломатические споры между США и Россией, был принят палатой представителей в пятницу. Документ предусматривает введение санкций в отношении лиц, причастных к гибели в СИЗО 16 ноября 2009 года юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского. Одновременно он отменяет действие поправки Джексона — Вэника, не позволяющей США установить режим наибольшего торгового благоприятствования в отношениях с Россией.
О том, что законопроект может быть принят палатой представителей на этой неделе, ранее сообщал «Газете.Ru» высокопоставленный источник в американском парламенте.
Российские власти никогда не скрывали своего болезненного отношения к данному закону. Официальный представитель МИДа Александр Лукашевич еще в октябре прошлого года объяснил, что подобный шаг неизбежно окажет негативное воздействие на российско-американские отношения. Вице-спикер Госдумы Сергей Железняк в разговоре с «Газетой.Ru» подчеркнул, что «сами власти заинтересованы в самом тщательном и объективной расследовании преступлений, совершенных в России». По его словам, реакция на «список Магнитского» со стороны России будет неизбежна. В пятницу реакция последовала незамедлительно. Одним из первых высказался пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, пообещав «адекватный ответ», сообщило 16 ноября РИА «Новости». Член Высшего совета «Единой России», первый зампред комитета Госдумы по международным делам Вячеслав Никонов заявил, что российские депутаты в ответ на «список Магнитского» могут подготовить «список Гуантанамо», предусматривающий запрет на въезд на территорию России лиц, которые связаны с пытками в этой американской тюрьме.
МИД России назвал решение палаты представителей «вызывающе недружественным и провокационным выпадом», пообещав дать жесткий ответ. Российское внешнеполитическое ведомство посоветовало американским законодателям, привыкшим «цинично поучать других», вспомнить о нарушениях прав человека в США, в частности «об узаконенных пытках в спецтюрьмах ЦРУ, похищениях агентами спецслужб иностранных граждан, бессрочном и бессудном содержании заключенных на базе в Гуантанамо». В субботу МИД РФ продолжил комментировать решение американского конгресса, но смягчил позицию. «Надеемся, что исполнительная власть США извлечет необходимые уроки и сделает все, чтобы применение «закона Магнитского» не наносило ущерб российско-американским отношениям», — сказал «Интерфаксу» уполномоченный российского МИД по правам человека, демократии и верховенства права Константин Долгов.
Илья Пономарев, депутат из партии «Справедливая Россия», также уверен в ответных действиях российского парламента, но они, по его мнению, будут заведомо неэффективными. Еще российским чиновникам стоит опасаться реакции Евросоюза. «Список сам по себе — это уже серьезное мнение. В тех же Штатах российский бизнес не особо развит, в отличие от Европы. А вот Европа будет внимательно следить за списком. Что же касается реакции России, она будет глупой и спешной», — предрекает депутат. 23 октября этого года Европарламент принял резолюцию, в которой призвал Европейский союз запретить въезд в страны ЕС российским чиновникам, причастным к гибели Магнитского, а также заморозить их банковские активы в Европе.
«Тема отмены поправки Джексона — Вэника появилась, когда данная поправка стала мешать американскому бизнесу. Ее надо было как-то компенсировать, поскольку нельзя было создать впечатление, что США пошли навстречу России. «Закон Магнитского» оказался тогда очень кстати, — сказал «Газете.Ru» глава журнала «Россия в международной политике» Федор Лукьянов. — Теперь со стороны России будут обещанные публичные ответные меры, которые будут носить зеркальный характер».
«Госдума примет закон, запрещающий въезд в Россию тем, например, кто причастен к незаконной, по мнению России, экстрадиции Виктора Бута из Таиланда. А неформально будут проблемы у каких-то американских компаний», — уверен эксперт.
Законопроект еще должен пройти через сенат, потом его подпишет президент. После принятия закона у Обамы есть 120 дней для формирования перечня российских чиновников-нарушителей и его направления заинтересованным комитетам обеих палат конгресса. «Подпись президента — это скорее формальность: он собирается подписать его. Сколько это займет времени? Пару дней или сколько потребуется для того, чтобы передать текст президенту из сената, — не имеет значения», — сказал в интервью «Газете.Ru» один из конгрессменов. По его оценке, закон может быть одобрен или ко Дню благодарения (25 ноября в этом году. — Газета.Ru»), или в начале декабря.
«Акт Магнитского», подготовленный конгрессменом Джеймсом Макговерном, преследует непосредственных участников «дела Магнитского» и распространяет визовые санкции на «супругов, сыновей, дочерей и родителей» тех, кого юрист фонда Hermitage Capital подозревал в хищении 5,4 млрд рублей из российского бюджета. Подразумевается не только отказ фигурантам списка во въезде в США, но и замораживание их активов, причем санкции не ограничиваются фигурантами «дела Магнитского», а касаются всех «злостных нарушителей прав человека».
В законе упоминается множество отдельных случаев нарушения прав гражданских активистов, в том числе избиение журналиста Олега Кашина, похищение правозащитников в Чечне и десятки подобных инцидентов. В отношении каждого российского официального лица, которое будет признано Вашингтоном несущим ту или иную ответственность за эти злодеяния, а также в отношении действующих от их имени персон могут быть применены санкции.
Среди возможных будущих фигурантов «списка Магнитского» в беседе с «Газетой.Ru» конгрессмен назвал лиц, причастных к гибели правозащитницы «Мемориала» Натальи Эстемировой, а также к другим преступлениям на Северном Кавказе. Кроме того, он сообщил, что в список могут попасть люди, участвовавшие в похищении и пытках активиста «Левого фронта» Леонида Развозжаева.
В тексте законопроекта упоминается лишь один российский чиновник — глава Чечни Рамзан Кадыров.
Беспокойство сотрудников администрации, ответственных за российское направление работы, вызывает и фигура главы Следственного комитета Александра Бастрыкина. Ранее он привлекал внимание Вашингтона своими отказами сотрудничать с зарубежными коллегами (например, по делу Александра Литвиненко, отравленного в Лондоне полонием). Последней каплей стала история с заместителем главреда «Новой газеты» Сергеем Соколовым, которого Бастрыкин, вероятно, вывез в лес, после чего угрожал убийством, рассказал собеседник «Газеты.Ru» в конгрессе. Он подчеркнул, что под «закон Магнитского» попадут лишь лица, напрямую вовлеченные в такие злостные нарушения прав человека, как похищения, пытки, избиения, убийства, заключение под стражу.
Собеседник «Газеты.Ru» также дал понять, что в список, скорее всего, не попадут депутаты Госдумы, инициировавшие принятие в последнее время нескольких репрессивных законов — о митингах, НКО и клевете.
«Вмешательство извне, как показывает опыт, никогда ничего хорошего не приносит, оно приводит только к обратной реакции. У нас внутри это будет обыгрываться, будут конкретные меры приниматься — в целом отношения между двумя странами будут ухудшаться, — считает академик Алексей Арбатов. —
Некоторые последствия уже были — это ужесточение внутриполитического режима через законы о гостайне, о госизмене, законы об НКО.
У нас же в России традиционное правило такое — бей сильнее своих, чтобы чужие боялись. Поэтому правительство будет принимать пакет законов, которые и дальше будут ужесточать политический режим в России».