В четверг в Китае были официально подведены итоги 18-го съезда Коммунистической партии страны (КПК). Лидерство в партии перешло от Ху Цзиньтао к заместителю председателя КНР Си Цзиньпину. Новый генеральный секретарь КПК также возглавил комиссию военных советников партии — третий пост в китайской властной иерархии. В марте Всекитайское собрание народных представителей выберет Си Цзиньпина председателем КНР, окончательно оформив переход власти к «пятому поколению» лидеров, ведущему отсчет от председателя Мао.
Наряду со сменой верховного лидера страны, имя которого эксперты уверенно называли еще в 2007 году, КПК также обновила состав постоянного комитета политбюро. Именно этот коллегиальный орган управления Компартией, отвечает за принятие принципиальных решений в управлении страной. Для публики
численность и состав постоянного комитета оставались одними из немногих неизвестных в тщательно спланированном сценарии 18-го съезда.
Механизм избрания партийных старейшин в принципе непрозрачен. Официально известно лишь, что постоянный комитет выбирают 25 членов политбюро, которых, в свою очередь, выбирают 200 членов ЦК партии. По данным источника Reuters, выборы в постоянный комитет на сей раз были конкурентными: на семь кресел претендовали десять человек. Помимо самого Си Цзиньпина в итоговый состав органа вошли вице-премьер Госсовета Ли Кэцян, вице-премьеры КНР Чжан Дэцзян и Ван Цишань, региональные руководители Чжан Гаоли и Юй Чжэншэн, а также глава отдела пропаганды ЦК КПК Лю Юньшань.
В новом посткоме группу, готовую, как предполагается, к проведению умеренных политических реформ, представляют Си Цзиньпин, Ли Кэцян и Ван Цишань. Остальные имеют репутацию консерваторов, если не в экономике, то в политике.
59-летний Си Цзиньпин в конце 1990-х и в 2000-е годы возглавлял прибрежные провинции Фуцзянь и Чжэцзян, считающиеся одними из наиболее экономически развитых. В 2007 году он возглавил шанхайское отделение КПК. Тогда же после съезда партии он вошел в постоянный комитет ЦК КПК. За время работы в партийном руководстве он выработал сдержанную манеру поведения, предпочитая длинным выступлениям и формулировкам спичрайтеров более простой подход к общению с публикой. Каким образом именно фигура Си оказалась наиболее предпочтительной для партийной верхушки, остается непонятным. По предположениям экспертов, среди нескольких сотен наиболее влиятельных членов КПК был проведен аналог праймериз, на которых Си Цзиньпин набрал больше всего голосов.
Соратник нового верховного лидера, 57-летний Ли Кэцян, – выходец из провинции Аньхой, где он работал в одной из первых крестьянских коммун, перешедших на рыночную основу существования. Там он вступил в партию и через несколько лет отправился учиться в Пекинский университет, где освоил английский, переводил западные юридические учебники и выступал за введение выборных должностей в студенческом самоуправлении. В итоге в партии такую инициативу восприняли с недоумением, и Ли Кэцян отказался от идеи. В 1983 году он вошел в состав руководства китайского комсомола, который на тот момент возглавлял Ху Цзиньтао. До членства в постоянном комитете ЦК КПК он дослужился в 2007 году.
Ван Цишань, бывший мэр Пекина и зять бывшего заместителя премьера госсовета Яо Илиня, имеет репутацию опытного политика, способного достигнуть компромиссов по самым сложным вопросам как в политике, так и в экономике. Именно он стал главным китайским переговорщиком в программе «Стратегический и экономический диалог между Китаем и США». Он часто выступает перед инвесторами и сам имеет опыт бизнес-менеджмента. С 1994 по 1997 год Ван Цишань возглавлял госкорпорацию China Construction Bank, одно из крупнейших финансовых учреждений страны. По прогнозам экспертов, в постоянном комитете 64-летний политик займется, среди прочего, борьбой с коррупцией в партийных рядах.
К крылу экономических реформаторов также принадлежит 65-летний Чжан Гаоли. Его относят к ставленникам лидера «третьего поколения» коммунистических вождей Цзян Цзэминя, однако и для Ху Цзиньтао его фигура, как считают аналитики, приемлема. По крайней мере, при Ху он возглавил партком одного из четырех китайских городов федерального подчинения Тяньцзиня. Чжан активно выступает за иностранные инвестиции в экономику страны. Его методы управления соответствуют манере Си Цзиньпина: Чжан считается «крепким хозяйственником» и не сильно распространяется о своих личных амбициях и предпочтениях.
Похожим образом выстраивает свой образ и Юй Чжэншэн, 67-летний партийный лидер Шанхая. На карьере политика еще в 1980-х сказался скандал с бегством его брата в США. Юй сумел сохранить партийные посты, но до политбюро добрался лишь в 2002 году. Дольше одного срока, до следующего съезда в 2017 году, он (впрочем, как и все его коллеги старше 64 лет) не проработает из-за возрастных ограничений.
Самые консервативно настроенные члены нового постоянного комитета — это курирующий промышленность вице-премьер Чжан Дэцзян и главный китайский пропагандист Лю Юньшань.
О первом известно, что он изучал экономику в Университете Ким Ир Сена в Северной Корее. До прихода в высшее партийное руководство он возглавлял Компартию в провинции Гуандун, ставшей за время его правления одним из наиболее экономически развитых регионов Китая. 66-летний Чжан Дэцзян считается в партии ставленником Цзян Цзэминя.
Лю Юньшань, начинавший карьеру корреспондентом «Синьхуа», возглавлял отделы пропаганды сначала во Внутренней Монголии, затем в Пекине, а с 2002 года стал главным цензором всей партии. Ему приписываются все запретительные инициативы в интернете (к слову, на время 18-го съезда в Китае отключили доступ к Google). Его патроном называют Ху Цзиньтао: 65-летний Лю вошел в политбюро ЦК КПК десять лет назад, одновременно с уходящим главой Китая.
По словам эксперта по политике Гонконгского баптистского университета Жан-Пьера Кабестана, у новой верхушки китайского руководства едва ли возникнут затруднения с экономическим развитием страны.
«Им легче разработать новую модель роста. Думаю, тут есть консенсус и это не станет самой сложной задачей. Но я вижу политический паралич», — сказал он.
Эксперт Бруклинского института, влиятельного американского аналитического центра, Чэн Ли считает, что обновленная конфигурация постоянного комитета свидетельствует об укоренившихся консервативных тенденциях в КПК. «Люди в Китае могут начать выражать недовольство обилием родственных связей, а также вмешательством старейшин и бывшего руководителя Цзян Цзэминя в процесс передачи власти», — сказал эксперт в беседе с CNN, отметив, что в состав постоянного комитета могли войти более либеральные руководители.