Законопроект, предусматривающий санкции для лиц, виновных в гибели юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского, может быть принят палатой представителей конгресса США уже на этой неделе, сообщил «Газете.Ru» высокопоставленный источник в американском парламенте. По его словам, вероятнее всего, это произойдет к концу недели. Таким образом, нижняя палата конгресса сможет одобрить документ к третьей годовщине со дня смерти Магнитского (юрист скончался в СИЗО «Матросская Тишина» 16 ноября 2009 года).
«После этого законопроект еще должен пройти через сенат, только потом президент подпишет закон, — сказал собеседник издания. — Подпись президента — это скорее формальность: президент собирается подписать его. Сколько это займет времени? Пару дней, или сколько потребуется для того, чтобы передать текст президенту из сената, — не имеет значения».
По оценке чиновника, законопроект будет одобрен сенатом либо ко дню благодарения (22 ноября), либо в начале декабря. «Совершенно точно можно сказать: шансы, что президент подпишет закон до Рождества, очень высоки, — добавил он. — Я бы сказал, что вероятность этого — 80–90%, в любом случае намного больше 50%».
Этот же период времени еще в начале октября называли высокопоставленные источники «Газеты.Ru» в американских дипломатических кругах. Тогда собеседники издания предполагали, что законопроект о «списке Магнитского» может быть принят в полуторамесячный период между избранием нового созыва конгресса и прекращением работы старого, в так называемую сессию хромых уток.
Комитет по регламенту палаты представителей уже во вторник будет голосовать по вопросу о вынесении законопроекта, устанавливающего «постоянные нормальные торговые отношения» с Россией. Отмена поправки Джексона—Вэника, не позволяющей США установить режим наибольшего торгового благоприятствования в отношениях с Россией, увязана с принятием «списка Магнитского»: в обеих палатах есть консенсус по поводу проведения этих законопроектов в едином пакете.
«Акт Магнитского», подготовленный конгрессменом Джеймсом Макговерном, несколько отличается от аналогично названного законопроекта, который представил в сенате Бенджамин Кардин, сопредседатель Хельсинкской комиссии конгресса США. Он жестче, поскольку, в отличие от сенатского документа, преследует и конкретно непосредственных участников «дела Магнитского», и распространяет визовые санкции на «супругов, сыновей, дочерей и родителей» всех замешанных в деле о хищении из российского бюджета 5,4 млрд рублей. Сенатская версия, переработанная в конце прошлого года, подразумевает не только перманентный отказ фигурантам списка во въезде в США, но и замораживание их активов, при этом санкции не ограничиваются фигурантами «дела Магнитского», а касаются всех злостных нарушителей прав человека.
В разговоре с «Газетой.Ru» собеседник из конгресса напомнил, что обычным российским гражданам не стоит опасаться «закона Магнитского», поскольку он не вводит масштабных санкций и не закрывает от них американских рынков. Текст документа касается лишь тех, кто жестоко нарушает права человека в России, и потому должен рассматриваться скорее как «пророссийский» закон, считает собеседник издания.
После принятия закона в «списке Магнитского» будут появляться новые имена. «В России, может быть, не очень хорошо понимают, что этот закон выходит далеко за пределы самого дела Магнитского. Дело Магнитского — да, разумеется, но в тексте есть фраза «или другие серьезные нарушения прав человека... Это все будет один список, и он будет периодически обновляться», — пояснил чиновник.
Среди возможных будущих фигурантов «списка Магнитского» высокопоставленный представитель конгресса назвал лиц, причастных к гибели правозащитницы «Мемориала» Натальи Эстемировой, а также к другим преступлениям на Северном Кавказе. Кроме того, собеседник «Газеты.Ru» сообщил, что в список могут попасть люди, участвовавшие в похищении и пытках активиста «Левого фронта» Леонида Развозжаева, а также лица, покушавшиеся на жизнь журналиста Олега Кашина.
В тексте законопроекта упоминается лишь один российский чиновник — глава Чечни Рамзан Кадыров. Кроме того, беспокойство сотрудников администрации, ответственных за российское направление работы, вызывает фигура главы Следственного комитета Александра Бастрыкина. Руководитель ведомства ранее привлекал внимание Вашингтона своими отказами сотрудничать с зарубежными коллегами (например, по делу Александра Литвиненко, отравленного в Лондоне полонием). Последней каплей стала история с заместителем главреда «Новой газеты» Сергеем Соколовым, которого Бастрыкин, вероятно, вывез в лес, после чего угрожал убийством, рассказал собеседник «Газеты.Ru». Он подчеркнул, что под «закон Магнитского» попадут лишь лица, напрямую вовлеченные в такие злостные нарушения прав человека, как похищения, пытки, избиения, убийства, заключение под стражу.
Собеседник «Газеты.Ru» дал понять, что в список, скорее всего, не попадут депутаты Госдумы, инициировавшие принятие в последнее время нескольких репрессивных законов — о митингах, НКО и клевете.
Добиваться их включения в «список Магнитского» во время обсуждения закона о финансировании некоммерческих организаций обещала правозащитница Людмила Алексеева. «Здесь есть тонкая грань. Я думаю, мы рискуем тем, что смысл понятия «серьезные нарушения прав человека» начнет размываться, если мы будем применять закон ко всему, что нам не нравится, — пояснил чиновник. — Мы не говорим о непрямом участии в нарушении прав человека».
«Акт Магнитского» может негативно повлиять на российско-американские отношения. Москва неоднократно заявляла о подготовке симметричного ответа: об этом говорили президент Владимир Путин и министр иностранных дел Сергей Лавров. В Вашингтоне знакомы с этими заявлениями, однако затрудняются предположить, каким именно может быть этот ответ, сказал собеседник «Газеты.Ru». «С нашей точки зрения, это интересно, потому что мы определяем серьезных нарушителей прав человека, публично объявляем их имена, запрещаем им въезд в США и блокируем счета, которые они могут тут иметь или, если таковых нет, запрещаем им доступ к нашей финансовой системе. Несколько сложно представить правдоподобный серьезный симметричный ответ на это», — подчеркнул он. Чиновник предположил, что российская сторона, в свою очередь, вероятно, назовет имена людей, участвовавших в экстрадиции и суде над Виктором Бутом, обвиненным в нелегальных поставках оружия, или летчиком Константином Ярошенко, которому вменяется контрабанда наркотиков. Кроме того, собеседник издания допустил, что санкции могут быть приняты против членов конгресса, продвигавших «закон Магнитского». Подобный шаг чиновник назвал «довольно нелепым», пояснив, что «эти граждане США не требуют поездок в Россию и уж точно вряд ли имеют счета в российских банках». «Если это будет сделано публично, то я думаю, что российское правительство будет выставлено на посмешище — и в самой России, и на международном уровне, — добавил собеседник «Газеты.Ru». — Сравнивать Сергея Магнитского и Виктора Бута просто несерьезно. Ну пожалуйста... Это же абсурд».